Экономический цикл: что это такое и как влияет на бизнес
Наталья Хайду
Главный редактор
Профессионально увлекаю через контент. С командой Журнала практически с самого основания. Знаю толк в продукте и заражаю читателей интересом к нему с помощью наших статей.

Экономический цикл: что это такое и как влияет на бизнес

7 мин
890
Финансы

cyclical_nature_of_economy_preview

Иногда кажется, что экономика постоянно в кризисе. Особенно это ощущают предприниматели. Стоит привыкнуть к одним условиям, как тут же становится сложнее — растет ставка по кредитам, падает спрос, поставщики поднимают цены, дорожает труд специалистов, увеличивается стоимость доллара и других валют.

На самом деле экономика никогда не стоит на месте. Рынок по очереди проходит четыре этапа: рост, пик, спад и дно, а затем процесс начинается сначала. Это явление называют экономическими циклами.

Если знать, на каком этапе экономика сейчас и какая стадия цикла ждет дальше, можно подготовить компанию к новым условиям. Рассказываем, что нужно знать про экономические циклы и в какой фазе находится Россия в 2025 году.

Что такое экономические циклы

Экономические циклы — это периоды роста и спада деловой активности.

В начале экономического цикла рынок растет и достигает пика: компании производят много, нанимают сотрудников, люди охотно берут товары даже по высоким ценам. Потом экономика переживает спад и достигает дна — бизнес останавливает работу, увольняет команды. Потребители теряют доходы и берегут деньги, покупают мало.

Постепенно экономика восстанавливается. Рынок входит в фазу экономического роста — начинается новый цикл.

Цикл экономики

Выделяют четыре фазы экономических циклов.

  • Подъем или оживление. В этот период цикла экономика растет. Компании производят больше, нанимают новых сотрудников. Доходы населения растут, люди охотнее тратят деньги и инвестируют.
  • Пик. Верхняя точка цикла с максимальной деловой активностью. Производственные мощности загружены на полную, безработица низкая. Люди много покупают даже по высоким ценам и инвестируют.
  • Спад, или рецессия. Развитие в эту фазу экономического цикла замедляется. Компании сокращают производство, увольняют сотрудников. Занятость падает, люди меньше покупают и больше копят. Объем инвестиций снижается.
  • Дно. Нижняя точка цикла — многие компании останавливают производство или совсем закрываются. Безработица на максимальном уровне. Потребительский спрос почти отсутствует. Инвестиций нет.

Если предприниматели знают, какая фаза экономического цикла идет сейчас и что следует дальше, они могут подготовить бизнес к новым условиям рынка. Например, не рисковать перед ожидаемым спадом, как это сделал банк Lehman Brothers.

Как банк обогатился на подъеме рынка, а потом обрушил экономику США

Lehman Brothers был одним из крупнейших инвестиционных банков в США. В 2000 годах он начал зарабатывать на рынке ипотеки.

Компания покупала все ипотечные кредиты, даже субстандартные — от ненадежных клиентов. Эти займы объединялись в пулы, а из них создавались ипотечно-обеспеченные ценные бумаги (MBS). Инвесторы покупали MBS у Lehman Brothers и получали доход с ежемесячных выплат ипотечных заемщиков.

Банк не только продавал эти бумаги, но и сам держал значительную их часть у себя. Это казалось выгодным: рынок был на подъеме, жилье дорожало, заемщики могли оплачивать ипотеку.

Но в 2006–2007 рост экономики остановился, начался спад. Компании начали сокращать производство, увольнять людей. Ненадежные заемщики не смогли платить по ипотеке. В результате поток выплат по MBS тоже резко упал. Бумаги начали терять в цене.

Lehman Brothers оказался в ловушке. Клиенты банка увидели, что приближается кризис, и решили забрать свои вклады. Но банк уже вложил все эти деньги в обесцененные MBS, и теперь не мог их продать и выполнить обязательства перед вкладчиками.

В итоге в сентябре 2008 года компания подала на банкротство. Это стало крупнейшим корпоративным крахом в истории США. Банк Lehman Brothers стал символом чрезмерного риска.

Почему нельзя разорвать цикличность экономики

Экономика никогда не находится в балансе. Спрос и предложение догоняют друг друга. Инвестиции растут и падают. Это происходит, потому что на рынке действует сразу несколько игроков: бизнес, покупатели, инвесторы. Как они принимают решения:

  1. С опозданиями. Все реагируют с задержками. Например, люди хотят покупать желтые тарелки. Чтобы их произвести, бизнесу нужно перестроить процессы: разработать дизайн, купить краску, развезти посуду по всем магазинам. Это долго. В результате предложение опаздывает за спросом.
  2. Непредсказуемо. Люди не всегда рационально принимают экономические решения. Например, инвесторы вкладывают деньги в крионику Технология заморозки людей и животных. Ученые надеются, что их можно будет оживить в далеком будущем. . Никто не знает, принесет ли выгоду эта технология.
  3. Под давлением окружающего мира. На решения влияет технологический прогресс, культура, мораль современного общества. Например, люди отказываются от пластиковых вещей, чтобы сохранить природу.

В результате получаются циклы роста и спада. Это особенности циклического развития экономики. Попытки остановить волны могут усиливать их в будущем.

Например, чтобы сгладить спад экономики, Центральный банк может снизить процентную ставку еще на пике и долго не поднимать ее. Кредиты станут дешевыми. Люди и компании начнут занимать много денег. Покупать оборудование, недвижимость и акции по высоким ценам.

Вырастет инфляция. Чтобы снизить ее темпы, ЦБ придется поднимать ключевую ставку. Кредиты сразу подорожают.

Люди и бизнес не смогут платить высокий процент по долгам и начнут массово продавать активы. Но купить их никто не сможет: кредиты слишком дорогие. В результате многие станут банкротами. Вырастет безработица. Государство не будет получать налоги и не сможет поддержать экономику. Вместо короткого циклического спада страна получит долгий кризис.

Конкуренцию в любых фазах экономического цикла выигрывают компании, которые первыми внедряют технологии. Необязательно менять сразу все процессы. Можно начать с простых операций. Например, внедрить CRM Битрикс24. Система будет хранить данные покупателей, напоминать менеджерам про задачи и помогать вести клиентов: от первого знакомства до покупки.

Попробуйте CRM Битрикс24
CRM возьмет под контроль все каналы коммуникаций с клиентами и автоматизирует продажи в вашем бизнесе.
Создать бесплатно

Как понять, какой экономический цикл в России в 2025 году

Чтобы определить фазу, смотрят на четыре экономических показателя:

  1. ВВП. Это основной маркер. Если показатель снижается два квартала подряд, экономика находится на спаде. Фаза цикла — подъем, наступает, когда ВВП выше многолетнего тренда. Экономика приближается к пику, когда внутренний валовой продукт стабильно увеличивается несколько лет подряд.

    ВВП России растет несколько лет подряд. В 2023 году — на 3,6%, по итогам 2024 года — на 4,1%.
  2. Уровень безработицы. Если показатель растет — экономика падает, и наоборот. Исторически минимальная безработица часто указывает на пик цикла, после которого пойдет спад. Например, перед кризисом 2008 года показатель в США опустился до рекордных 4,4%.

    В октябре 2024 года безработица в России обновила исторический минимум и опустилась до 2,3%.
  3. Инфляция. В начале цикла она низкая, затем постепенно ускоряется и достигает максимума перед пиком. На этапе спада инфляция замедляется.

    По итогам 2024 года инфляция в России составила 9,52%. Она продолжает быстро расти: с начала года увеличилась на 2,41%.
  4. Процентная ставка. Когда экономика падает, ЦБ обычно понижает уровень ключевой ставки. Так государство старается быстрее перейти к фазе роста. И наоборот, если рынок растет, центральные банки повышают проценты.

    В июле 2024 года Центробанк пошел на резкое повышение ставки: сначала до 18%, а затем — до 21% годовых.

Экономика России находится в конце фазы подъема. Эксперты ожидают, что в 2025 году начнется спад и замедление деловой активности. В следующей главе рассказываем, как подготовиться компаниям и учитывать циклический характер развития экономики.

Как вести бизнес на разных фазах

Этот раздел носит информационный характер. Перед тем как принимать решения, проконсультируйтесь с бизнес-экспертом.

Подъем:

  1. Привлекать дешевые долгосрочные кредиты, пока они доступны. Стараться брать в долг по фиксированной ставке.
  2. Запускать долгосрочные проекты, пока стоимость денег низкая. Закупать материалы впрок по выгодным ценам.
  3. Нанимать опытных специалистов — их будет трудно найти на пике рыночной активности и высокой цены на труд.
  4. Вкладываться в новые продукты и маркетинг. Увеличивать долю на рынке, пока конкуренты слабы.

Пик:

  1. Сокращать долговую нагрузку. Гасить кредиты с плавающей ставкой, чтобы подготовиться к спаду.
  2. Наращивать денежную подушку.
  3. Переводить активы с высоким риском в надежные инструменты.

Спад:

  1. Закрывать направления бизнеса, которые не приносят прибыль.
  2. Сокращать штат, но сохранять ключевых специалистов.
  3. Искать способы экономить. Например, автоматизировать процессы или перезаключить договор аренды.

Дно:

  1. Улучшать рабочие процессы.
  2. Готовить стратегию и новые продукты к будущему росту.
  3. Заключать долгосрочные контракты с поставщиками по низким ценам.
  4. Предлагать более экономичные продукты.
Пример. В 2009 году компания «Вимм-Билль-Данн» запустила производство молока в более экономичной упаковке «фин-пак». Так в период кризиса бренд предложил людям дешевый продукт и сохранил уровень продаж.

Чтобы было время на стратегические задачи, важно правильно распределять время. Забирайте правила в телеграм-канале и успевайте больше.

7 простых шагов к продуктивности
Забирайте чек-лист в нашем Telegram-канале и подписывайтесь.
Подписаться

FAQ

Что такое экономические циклы простыми словами?

Экономические циклы — это подъемы и спады в экономике. В какие-то периоды рынок растет: люди охотно тратят, компании расширяются, появляется больше рабочих мест. Потом наступает спад — когда расходы сокращаются, продажи падают, фирмы увольняют сотрудников и закрываются.

Такие колебания экономического цикла происходят регулярно, хотя и не по точному графику. За спадом снова приходит рост, а потом — новый спад. Если бизнес знает, какой этап ждать дальше, он может подготовиться. Например, увеличить финансовую подушку перед кризисом.

В каком экономическом цикле находится Россия?

Судя по экономическим показателям, экономика России находится в конце фазы подъема. ВВП растет несколько лет подряд, безработица падает, инфляция ускоряется, а ЦБ повышает ставку — все это указывает на первый этап цикла. Значит, что дальше может наступить спад.

Бизнесу нужно готовиться, что люди будут меньше покупать и инвестировать, а займы станут дороже. Чтобы как можно лучше пережить этот экономический этап, можно нарастить финансовую подушку и заранее погасить кредиты.

Как бизнесу учитывать фазы экономики?

Компании должны менять стратегию в зависимости от того, растет экономика или падает. Когда рынок на подъеме, люди больше покупают и тратят деньги. Бизнес в этой фазе экономического цикла может расширяться: нанимать сотрудников и запускать новые продукты. Можно повышать цены и инвестировать в развитие. Но важно не тратить все деньги, а оставить запас на сложные времена.

Когда начинается экономический кризис, покупатели экономят и ищут дешевые товары. Бизнес должен снижать операционные расходы. Те, у кого есть деньги, могут купить активы конкурентов по низкой цене.

В переходные периоды цикла нужно быть осторожным и не делать резких движений. После кризиса не стоит сразу тратить много денег на расширение. Лучше постепенно восстанавливаться и проверять, действительно ли спрос растет. А когда экономика на пике цикла, готовиться к будущему спаду и копить финансовую подушку на трудные времена.


Что в итоге

  • Экономика развивается циклически. За каждый экономический цикл проходит четыре фазы: рост, пик, спад и дно. Этот процесс нельзя остановить.
  • Существует четыре типа экономических циклов разной длины: Китчина (2-4 года), Жюгляра (7-11 лет), Кузнеца (15-25 лет) и Кондратьева (45-60 лет).
  • Текущую фазу экономического цикла можно определить по четырем показателям: динамике ВВП, уровню безработицы, инфляции и процентной ставке Центрального банка.
  • Бизнесу нужно учитывать циклический характер рыночной экономики. На подъеме берут кредиты и нанимают сотрудников. На пике уменьшают долги. На экономическом спаде сокращают расходы. На дне готовятся к новому росту.

Увеличьте продажи и наведите порядок в задачах с Битрикс24
Получить бесплатно
Наталья Хайду
Главный редактор
Рекомендуем
Показать еще