Чтобы клиенты получали заказы в срок, а на складах всегда были нужные товары, важно понимать, какие процессы в компании работают четко, а где есть проблемы. Так бизнесу проще планировать логистику и вовремя устранять проблемы.
Выявлять «узкие места» в процессах помогут отчеты по логистике компании — по количеству сделок, движению товаров, остаткам продукции. Собирать аналитику можно вручную, но удобнее делегировать эту задачу CRM-системе. Рассказываю, на какие сводки обратить внимание в Битрикс24.
Отчет о движении товаров
Показывает, как и куда прибывают товары, как быстро они продаются. С помощью отчета логисты понимают, какие позиции заканчиваются быстрее, а какие — залеживаются. Это позволяет вовремя перераспределять запасы, корректировать график поставок и не терять продажи.
Кроме того, инструмент помогает хранить товары в нужных местах. Например, если вещи долго лежат на складе одного магазина, а на другом — быстро кончаются, можно вовремя переместить продукцию. Так бизнес предупредит дефицит продуктов.
Также отчет отдела логистики помогает готовиться к пиковым сезонам: видно, какие товары стоит заранее завезти на склад поближе к самому популярному магазину.
Как использовать. Перейдите в раздел «Складской учет» → «Аналитика» → «Движение товаров». Настройте фильтры по периоду, складам или продуктам. На графиках и в таблице вы увидите:
- Сколько товара поступило и куда.
- Сколько продукции уже продали.
- Сколько товаров завезли в каждый склад или магазин и сколько осталось в хранилище.
Пример. Компания «Айфон» продает гаджеты в двух магазинах: на Горьковской улице и бульваре Максимова. Логист Валентин следит за запасами в хранилищах с помощью отчета о движении товаров.
Валентин замечает: в точке на Горьковской улице ноутбуки заканчиваются за неделю. В результате к субботе гаджетов в хранилище не остается. Клиенты, которые пришли за устройствами в выходные, уходят с пустыми руками. При этом в магазине на бульваре Максимова эти же модели хранятся больше месяца.
Чтобы исправить ситуацию, Валентин решил перераспределить поставки: привозить больше ноутбуков в точку на Горьковской улице.Отчет об остатках товаров
Инструмент помогает следить за оборачиваемостью товаров — показывает, как быстро продукция продается, сколько товаров есть на складе и сколько из них клиенты уже забронировали. Отчет по логистике нужен, чтобы предупреждать такие ситуации:
- В хранилище остаются только те товары, которые уже забронировали. Например, на складе магазина лежит десять ноутбуков. Логист уверен: дозаказывать устройства не надо. Потом оказывается, что восемь из десяти гаджетов зарезервировали онлайн, и менеджеры смогли продать покупателям офлайн только два прибора. Остальные клиенты остались без покупок — и отправились к конкурентам.
- Продукты внезапно заканчиваются. Например, одна торговая точка почти полностью распродала ноутбуки, а вторая имеет избыток. Если этого не заметить вовремя, магазин с дефицитом не сможет быстро пополнить запас. А значит, ему придется приостановить продажи, пока не приедет новая партия устройств.
- Бизнес встречает высокий сезон, а товаров не хватает. Например, магазин готовится к праздникам, а нужные продукты закончились на складе. Клиенты приходят и не находят нужные товары, уходят к конкурентам. Отчет по логистике помогает вовремя заметить дефицит и быстро заказать или перевезти вещи с других складов.
Как использовать. Перейдите в раздел «Складской учет» → «Аналитика» → «Остатки товаров». В верхней части отчета вы увидите общую сумму текущих остатков: наведите курсор на график, чтобы узнать стоимость товаров на складе.
Чтобы узнать остатки на конкретном складе, кликните на его название. В открывшемся окне будут указаны все товары. А чтобы узнать, в каких сделках забронированы продукты, нажмите на число в колонке «Резерв».
Пример. Сеть магазинов игрушек «Подарок» готовится к новогоднему сезону. В отчете логист Сергей замечает, что популярный конструктор заканчивается — осталось меньше 20 штук на центральном складе, и почти все наборы клиенты уже зарезервировали.
Если бы не отчет, товар закончился бы за 2-3 дня до праздников — и времени на дозакупку Сергею бы не хватило. Специалист заранее заказывает дополнительную партию. В итоге дефицита не происходит, все желающие получат конструктор.Отчет о валовой прибыли
В отчете есть два главных показателя: валовая прибыль и рентабельность. Валовая прибыль — это разница между выручкой от продаж и затратами на покупку товаров. Рентабельность показывает, какой процент прибыли приносит каждый рубль, который компания вложила в товар.
Отчет подсказывает, какие продукты продаются хорошо и в какие дни. В результате бизнес может прогнозировать, когда нужно закупать больше продукции, а от каких единиц стоит отказаться. Это поможет увеличить прибыль и избежать лишних затрат на логистику.
Как использовать. Чтобы начать работу с отчетом по логистике, зайдите в раздел «Складской учет» и выберите пункт «Аналитика» → «Запасы на складах». В отчете вы увидите список всех товаров, их количество на каждом складе, какую прибыль они принесли и были ли рентабельны.
Пример. Компания «Елка» торгует стройматериалами и арендует несколько складов. Логист Александр изучил отчет о валовой прибыли и выяснил: себестоимость некоторых товаров оказалась больше, чем выручка с них.
Например, гипсокартон приносил убытки, потому что хранился больше пяти месяцев — и все это время компания должна была платить за место на складе. Александр решил сократить закупки этой позиции и пересмотреть условия с поставщиком.
В то же время профили для гипсокартона оказались самыми прибыльными. Их охотно покупали, поэтому Александр увеличил запасы деталей в популярных точках.
В результате через полгода общая прибыль компании выросла.Все три отчета можно найти в модуле «Складской учет» Битрикс24. Чтобы его получить, нужно подключить профессиональный тариф.
Если вы еще не используете платформу для бизнеса, начните с базового модуля — CRM-системы. Она поможет сотрудникам принимать заявки, вести клиентскую базу и контролировать сделки. Попробуйте бесплатно.
Что в итоге
- Битрикс24 помогает логистам работать с данными: находить сбои, сравнивать склады, реагировать на спрос.
- Аналитические отчеты в логистике показывают, какие товары расходуются быстрее, когда нужно пополнить запасы и откуда их можно перевести.
- Если регулярно изучать аналитику, можно выстроить устойчивую логистику: без срывов, авралов и сезонных потерь.