Как создать удаленную команду и управлять ее работой

Как создать удаленную команду и управлять ее работой

13 мин
2444
Совместная работа

Во время пандемии многие перешли на удаленный формат работы — и решили продолжить после того, как все ограничения сняли. Компании меньше тратят на аренду и обустройство офиса, нанимают талантливых специалистов из других стран и городов, повышают продуктивность и лояльность сотрудников.

Рассказываем, как организовать работу на удаленке, поддерживать сплоченность команды и какие инструменты для этого использовать.

Чем хороша и плоха удаленка

Плюсы

Больше свободы, меньше стресса и времени на дорогу до офиса — основные выгоды удаленки для сотрудников. Они работают из любого места, где есть доступ к интернету, поэтому могут чаще путешествовать, совмещать задачи и личные дела, не выгорая.

Для работодателей в удаленке тоже много плюсов. Главные из них — можно набирать в команду талантливых специалистов из любой точки мира, быстрее расширять бизнес. А еще экономить на аренде и обустройстве рабочих мест, коммунальных услугах, клининге.

Минусы

В формате хоум-офис сотрудникам сложнее настроиться на работу и приступать к задачам, чувствовать себя частью большой команды. А иногда даже понимать, что от них нужно в проекте, — многие привыкли обсуждать вопросы с коллегами лично в офисе.

При этом в управлении удаленными сотрудниками руководителю сложнее:

  • оценивать продуктивность подчиненных;
  • контролировать их рабочее время;
  • ставить задачи и отслеживать выполнение;
  • проводить онбординг;
  • поддерживать командный дух участников.

Проблемы удаленной работы решаемы, главное — запастись терпением и выбрать правильные инструменты для управления распределенной командой.

Что нужно сотруднику для работы из дома

Компьютер, веб-камера и гарнитура для видеозвонков, стабильный и быстрый интернет — минимум, который важно обеспечить сотруднику на удаленке. Если у кого-то нет техники или платного софта, то их предоставляет работодатель.

Чтобы ставить и отслеживать задачи, обмениваться документами и управлять бизнес-процессами, подключите и настройте платформу для совместной работы.

В таких сервисах обычно есть таск-менеджер, учет рабочего времени, чаты для командного общения, видео- и аудиозвонки, отчеты, ЭДО, облако для файлов и другие функции. Все инструменты собраны в одном месте — пользователям не нужно переключаться между разными сервисами.

Как общаться с коллегами на удаленке

От того, как успешно компания сможет организовать удаленную работу сотрудников, зависит прибыль бизнеса. Когда участники разбросаны по всему свету, в первую очередь страдает общение. Вот несколько простых инструментов, которые делают его комфортным и доступным:

  1. Чаты — командные или личные, проектные или общие — это удобный способ совместно обсуждать вопросы и быстро находить ключевую информацию по проектам.
  2. Аудио- и видеосвязь — виртуальный конференц-зал для тех, кто находится далеко друг от друга. Инструмент-помощник для мозговых штурмов и планерок.
  3. Виртуальное хранилище и онлайн-редактирование документов — есть сервисы, которые не только упорядоченно хранят все файлы в одном месте, но и позволяют работать в них совместно. А это значит, что вопрос можно обсудить в комментариях к конкретному участку текста, не выходя из документа.

Чтобы постоянно не переходить в отдельные сервисы, компании используют платформы для совместной работы распределенных команд, которые объединяют разные инструменты для быстрой и удобной связи всех участников.

Работайте сообща
Держите задачи под контролем и будьте на связи с коллегами, где бы они ни находились. Все в одном месте — Битрикс24.
Узнать подробнее

Как настроить коммуникацию в распределенной команде

Чтобы все работали согласованно, составьте общие правила, как сотрудникам организовать удаленную работу вне офиса:

Составьте инструкцию, как именно вы будете общаться, в каких форматах и как часто. Например, у agile-команд можно позаимствовать практику начинать рабочий день с короткой планерки, на которой команда делится планами, обсуждает задачи и вопросы.

Договоритесь, какие каналы связи будете использовать. Выберите один основной и один запасной. Объясните сотрудникам, что общаться в Telegram, созваниваться в WhatsApp, а отправлять документы на электронную почту — плохая идея.

Обсуждайте работу в проектных чатах или таск-менеджере. Публикуйте новости, сообщайте о форс-мажорных ситуациях, предупреждайте о срочных созвонах в одном месте. Обсуждайте там только задачи, чтобы найти информацию было легко.

Создайте отдельные чаты для отделов, проектов и неформального общения. Это ускорит взаимодействие и не будет отвлекать коллег от работы.

В Битрикс24 можно создавать открытые и закрытые чаты. В каждом из них доступны разные стили оформления текста, набор эмодзи, прикрепление файлов, голосовые сообщения, цитирование, упоминание участников.

Чаты

Ставьте задачи только в планировщике. Отправить сообщение в чат и поставить задачу — не одно и то же. Задайте универсальное правило — если о чем-то договорились в чате или на созвоне, но не внесли в таск-менеджер, задачи нет.

Планировщик задач

Систематизируйте документы и файлы в облаке. Разграничьте доступ, чтобы он был только у тех, кто с ними работает.

Хранение документов

Составьте базу знаний. Сохраняйте в ней полезную информацию для команды — от регламентов планерок и онбординга до пошаговых инструкций по работе с разными сервисами.

База знаний

Выберите инструмент с мобильной версией — она позволит всегда оставаться на связи и быстро отвечать на запросы в любом месте. К примеру, у Битрикс24 есть мобильное приложение, адаптированное под iOS и Android, в котором доступны те же функции, что и в десктоп-версии.

Какой режим установить для удаленного сотрудника

Удаленная работа — не фриланс, поэтому сразу задайте рабочий ритм. Ниже даем несколько советов, которые позволят соблюсти баланс между дисциплиной и свободой для удаленщиков:

  • Если переводите сотрудников в онлайн, оставьте тот же режим, который действовал в офисе.
  • Если создаете удаленную команду с нуля, установите общее начало и конец рабочего дня. Если сотрудники в разных часовых зонах, введите правило, что встречи можно ставить в определенное время — например, с 11:00 до 14:00 по Москве.
  • Подходы к тому, как контролировать работу сотрудников на удаленке, отличаются. Если вам в первую очередь важен результат, позвольте сотрудникам самостоятельно планировать время. Не устанавливайте жестких рамок, а продуктивность отслеживайте при помощи таск-трекера.
  • Установите количество и продолжительность перерывов. Если жесткий контроль сотрудников на удаленке не нужен, предоставьте сотруднику возможность использовать 1–2 часа рабочего времени, чтобы решать личные вопросы. Такая гибкость выгодна всем — вы не оформляете официальный отгул, а подчиненный не мучается от зубной боли до выходных.

Как планировать рабочие задачи

Залог успешной удаленной работы — грамотное планирование. Чтобы исполнители точно знали, что и когда сделать, используйте планировщики:

  • Таск-трекер — инструмент, в котором руководитель распределяет работы и устанавливает сроки. Задачу ставят внутри групп и проектов, назначают ответственного и исполнителей, а также наблюдателей, которые ее контролируют.

    Таск-трекер

  • Канбан — виртуальная доска с простым интерфейсом. Она показывает стадии, на которых находится каждая задача по проекту, и помогает лучше распределять ресурсы в команде. Можно создавать как индивидуальные доски, так и общие для совместной работы над проектом.

    Канбан

  • Календарь — самый простой инструмент для управления задачами и событиями. Возможностей для визуализации в нем намного меньше, чем в CRM-системах. Им есть смысл пользоваться в случае, когда вся коммуникация в команде целиком построена на инструментах Google.

    Календарь

Введите планировщик как обязательный инструмент в управлении задачами сотрудников, чтобы исполнители видели, кто за что отвечает, а руководитель ничего не упустил.

Как контролировать работу

Важна и система контроля удаленной работы. Для этого можно использовать сервисы учета рабочего времени.

Принцип работы таких сервисов схож: утром сотрудник садится за компьютер запускает учет времени, в конце — завершает рабочий день. Если отлучается по личным вопросам или уходит на обед, то нажимает на «Стоп» или «Перерыв», а при возвращении к работе — на «Продолжить».

Учет рабочего времени

Роль HR в организации удаленной работы

HR-менеджер активно участвует в переводе сотрудников на удаленку:

  1. Отслеживает, достаточно ли команде инструментов для комфортной работы вне офиса, не снизилась ли мотивация.
  2. Проводит онбординг — знакомит новичков с правилами в команде.
  3. Контролирует отпуска, больничные или отгулы, чтобы руководитель нашел замену участнику и перераспределил обязанности.
  4. Оформляет трудовые договора с новыми сотрудниками. Подписание договора с кандидатом, который находится в другом городе или стране, может затянуться. Чтобы сотрудник приступил к работе как можно скорее, обменивайтесь документами онлайн. В Битрикс24 для этого есть Кадровый электронный документооборот (КЭДО).
Битрикс24 КЭДО + Госключ
Подписывайте кадровые документы онлайн. Без доплат за каждого сотрудника.
Узнать подробнее

Как поддерживать командный дух на удаленке

Сохранять рабочий настрой просто, когда коллеги собираются за одним столом на мозговой штурм, устраивают корпоративы и делятся мыслями в обеденный перерыв. Но в распределенной команде задача усложняется. Вот несколько способов, которые помогут сплотить сотрудников на удаленке:

  • Чат хороших новостей. Создайте групповой чат, в котором сотрудники смогут делиться всем, что их радует и вдохновляет — забавными мемами на злобу дня, фотоотчетами из отпуска, смешными историями. Это не самый важный инструмент для работы, но он отлично объединяет, снижает стресс, помогает разрядить обстановку.
  • Мозговые штурмы. Используйте видеоконференции и видеочаты. На звонке можно включить демонстрацию экрана и провести яркую презентацию.
  • Честная обратная связь. Хвалите продуктивных сотрудников, оставляйте комментарии к задачам, публикуйте дайджесты о событиях, которые происходят в компании, — все это отлично мотивирует и укрепляет командный дух.
  • Неформальное общение онлайн. В время адаптации к удаленке сотрудникам особенно остро не хватает живого контакта с коллегами. Помочь команде лучше узнать друг друга и преодолеть психологические сложности помогут онлайн-активности, например совместные занятия йогой, викторины и челленджи.

Читайте также

Как создать сплоченный коллектив: инструкция для руководителей
29 февраля 2024

Частые ошибки

Когда действия сотрудников не согласованы, компания теряет время и деньги. Переходя на удаленку, постарайтесь избежать распространенных ошибок:

  • Команда общается в разных мессенджерах. В таких условиях легко упустить важную информацию. Удобнее, когда все собрано в одном месте. Все каналы общения объединены в одном пространстве, в котором сотрудники остаются в курсе новостей, вовремя отвечают на сообщения, проводят онлайн-встречи.
  • Нет регламентов для созвонов. Если заранее не определить время видеоконференции и не составить список тем для обсуждения, то она вместо запланированного часа продлится два. Решение — пишите адженду, ограничивайте время для выступлений и вопросов.
  • Нет сроков выполнения задач. Грамотный тайм-менеджмент — основа успешной работы из дома. Чтобы сотрудники могли планировать рабочие дни, четко озвучивайте сроки для каждой задачи. Исполнители должны понимать, когда и что вы хотите от них получить.
  • Задачи теряются в групповых чатах. Все поручения переносите из чата в таск-менеджер, назначайте ответственных и сроки.
  • Чрезмерный контроль. Ничего хорошего не выйдет, если требовать от подчиненных, чтобы они моментально отвечали на сообщения, каждый час уточнять, точно ли они на рабочих местах. Это выглядит как недоверие и неуважение, порождает конфликты. Используйте систему управления задачами сотрудников. Распределяйте работу, отвечайте на вопросы, отслеживайте выполнение, ведите учет рабочего времени в одном пространстве.

Что в итоге

Организация удаленной работы требует терпения и сил. Если вы переводите команду в онлайн из офлайна, людям понадобится время, чтобы адаптироваться к новому формату. А перед руководителем встанут следующие вопросы:

  • как организовать удаленную работу;
  • как ставить задачи и контролировать сотрудников на удаленке;
  • как настроить коммуникацию в распределенной команде;
  • как поддерживать командный дух.

Для их решения используйте системы для совместной. Например, Битрикс24 есть необходимые функции для управления удаленными командами.

Требуйте соблюдать дисциплину, рабочий режим, вовремя и качественно выполнять задачи, но оставайтесь лояльными к сотрудникам, особенно когда они адаптируются к новому формату работы. Эти простые правила помогут вам построить сильную и дружную команду.


Управляйте проектами и создавайте сильную команду с Битрикс24
Получить бесплатно
Наталья Хайду
Главный редактор
Рекомендуем
Показать еще