Как организовать тимбилдинг для сотрудников
Наталья Хайду
Главный редактор
Профессионально увлекаю через контент. С командой Журнала практически с самого основания. Знаю толк в продукте и заражаю читателей интересом к нему с помощью наших статей.

Как организовать тимбилдинг для сотрудников

7 мин
250
HR

Тимбилдинг — не только спортивные мероприятия, странные и нелепые конкурсы по пятницам или лекции от успешных коучей. Сейчас это мероприятие помогает коллегам объединиться и узнать друг друга с новой стороны, а работодателю дает команду, которая не боится общаться друг с другом и готова прийти на помощь.

Расскажем, что такое тимбилдинг и для кого его нужно проводить. А еще поделимся пошаговой инструкцией, как организовать мероприятие для команды.

Тимбилдинг: что это такое простыми словами

В компаниях бывает так, что есть рабочий коллектив и коллеги, но нет слаженной команды. И для того, чтобы ее построить, можно устроить объединяющие мероприятия — тимбилдинг. Однако необязательно идти в веревочный парк или устраивать «Веселые старты» на территории рядом с офисом, если это никому не интересно. Еще есть тренинги, воркшопы, клубы по интересам и другие активности, которые помогут наладить общение внутри команды.

Изначально тимбилдинговые мероприятия создавались, чтобы объединить команды в сфере армии и спорта, потому что именно там в первую очередь важна сплоченная работа. Как корпоративная концепция он сформировался в середине 20 века. Именно в тот момент компании начали понимать, что человеческий фактор в работе компаний важен так же, как и качество или техническая составляющая продукта.

Благодаря тимбилдингу коллеги видят друг друга с новой стороны, учатся решать конфликты, узнают что-то новое и справляются со стрессом. А потом работают слаженнее.

Читайте также

Как создать сплоченный коллектив: инструкция для руководителей
29 февраля 2024

Зачем нужен тимбилдинг

Тимбилдинг несет пользу и для компании, и для сотрудников. Коллегам легче общаться друг с другом и не страшно обратиться за советом, а компания получает мотивированных работников, которые знают, что их не оставят в одиночестве.

Такие мероприятия важно проводить раз в полгода, но лучше даже чаще. Иногда нужен внеплановый тимбилдинг, например:

  • Когда в команду приходит новый сотрудник или объединяются отделы. В этом случае сотрудники не знакомы друг с другом и тимбилдинг поможет им быстрее узнать новых коллег.
  • Когда меняется руководитель. Если командой несколько лет руководил один человек, но его место резко занял другой, то знакомство будет не лишним.
  • Перед стартом важного проекта. Мотивационный тренинг поможет активнее приступить к работе.

У тимбилдинга есть такие задачи:

Тимбилдинг

Задать общую цель. Тимбилдинг полезен, когда команде нужно синхронизировать цели и стратегии. Взаимодействие вне работы помогает улучшить отношения в коллективе. А от этого выигрывают все: сотрудники понимают, что от них хотят, а работодатели знают, как помочь команде.

Снизить уровень стресса в команде. В Университете Мичигана заявили, что корпоративный тимбилдинг может значительно снизить уровень стресса у сотрудников и поднять их моральный дух. Еще ученые выяснили, что он помогает уменьшить количество конфликтов на рабочем месте и создать более гармоничную рабочую атмосферу.

Для работодателя это выгодно, потому что низкий уровень стресса среди сотрудников повышает производительность и сокращает текучку. Когда команда работает в поддерживающей среде, люди чувствуют себя комфортнее и могут брать на себя больше инициативы и задач.

Сблизить коллег. Команда узнает новое друг о друге, обменивается личными вещами: историей жизни, своими чувствами. В итоге работники могут стать друзьями, ходить на работу и знать, что там есть люди, которые готовы разделить их чувства.

Со стороны работодателя это выглядит так: если у работников есть друзья, которых они видят каждый день только на работе, то они меньше склоняются к поиску новой работы. Ведь часто людей мотивирует именно команда, а не печенье в офисе и зарплата.

Повысить мотивацию. Совместные активности укрепляют чувство принадлежности к команде и ощущение важности каждого участника. Когда люди чувствуют себя частью одной цели и видят итог коллективных усилий, то это стимулирует их достигать лучших результатов. Мотивированные сотрудники часто проявляют большую инициативу, креативность и готовность сотрудничать.

Для бизнеса же важен мотивированный сотрудник, который может не только предлагать новые идеи, но и реализовывать их.

Разрешить конфликты. Если коллеги начинают конфликтовать и при этом переходить на личности, то им необходимо поговорить друг с другом и понять причины. В неформальной обстановке это сделать проще. Так можно понять личные мотивы коллег, что в итоге снизит количество конфликтов и повысит эффективность команды.

Какие виды тимбилдинга бывают

Многим кажется, что тимбилдинг — это командообразование в организации, где людей заставляют прыгать в мешках, носить друг друга на руках или обнимать коллег. Да, так было в 2000-х, но сейчас ситуация кардинально изменилась. Современный тимбилдинг уже давно ушел от этого и стал более человечным.

Тимбилдинг

Творческий. В этом случае цель — развить креативность и раскрыть потенциал команды. Для этого подойдут мастер-классы, к примеру, художественные или кулинарные. Еще хороший вариант — провести киновечер, где вся команда посмотрит несколько серий любимого сериала. Или организовать PowerPoint Party — презентацию смешных слайдов на любую тему.

Спортивный. В спортивном тимбилдинге больше акцента на том, чтобы сплотить команду и развить командный дух. Это связано с тем, что футбол, волейбол, баскетбол и даже забеги — командные виды спорта. В итоге люди узнают друг друга и начинают общаться не только на обеденных перерывах и планерках, но и как друзья.

Экстремальный. Не самый популярный вид тимбилдинга, но не менее эффективный — экстремальные виды спорта: веревочные курсы на высоте, рафтинг по реке или скалолазание. Сложность этого способа в том, что далеко не все согласятся на это. Однако эффект есть — чувство единства и эмоциональная связь в таких мероприятиях даже сильнее, потому что экстремальные условия требуют полного доверия и поддержки.

Психологический. Такие мероприятия чаще всего направлены на то, чтобы улучшить психологическое состояние сотрудников или разрешить конфликты. Они не решают проблему конкретного человека, но учат взаимодействовать с коллегами. Проходит это чаще всего в формате тренингов по управлению стрессом, семинаров по развитию эмоционального интеллекта и сеансов арт-терапии.

Интеллектуальный. Подойдет для тех команд, которые готовы думать и размышлять над задачами. Но речь не о том, чтобы заставить команду проходить курс высшей математики. Главное здесь — создать задачу, которую нужно решить вместе. Больше всего для этого подходят квизы и викторины — музыкальные, исторические или на любую другую тему.

Социальный. Социальные мероприятия чаще всего задействуют не только саму компанию, но и других людей или пространства. Это могут быть совместные активности или благотворительные акции. К примеру, выезд на пляж или в лес, чтобы собрать мусор и высадить деревья.

Как провести тимбилдинг

В организации тимбилдинга участвуют руководители и HR-менеджеры. Они определяют цели, координируют процесс, учитывают интересы сотрудников, контролируют бюджет и оценивают результаты.

Шаг 1. Определить цели и задачи тимбилдинга

Сначала важно понять, какую цель вы преследуете и с какой командой работаете. От этого зависит формат: если они давно вместе, то для них можно выбрать психологические мероприятия или квизы. Если команда только собирается, то нейтральным вариантом тимбилдинга станут спортивные мероприятия: футбол, баскетбол или йога в офисе. Это связано с тем, что вы находитесь в одном пространстве, но при этом сотрудники могут не открывать душу и не делиться личными вещами на первой встрече.

Важно понять и задачи тимбилдинга: если цель — познакомить людей, то можно выбрать мастер-класс. Если важно подготовить команду к новому проекту, то можно поработать с мотивационным коучем и организовать тренинг.

Шаг 2. Выбрать формат и тип мероприятия

Сначала HR выбирают место: на природе, в офисе, в ресторане или даже в онлайне. После этого определяют, чем именно будут заниматься сотрудники: игры, соревнования или мастер-класс.

Учитывайте, к какой активности готовы сотрудники. Для этого можно провести опрос или попросить команду поделиться идеями с HR. К примеру, может оказаться, что ваш «молодой и амбициозный» коллектив совсем не любит активный отдых и предпочтет спокойно поиграть в настольные игры. Если команда работает удаленно или живет в разных городах, необязательно отказываться от тимбилдинга. Можно выбрать онлайн-сервисы. Например, «Квиз, плиз!» или онлайн-игра.

Шаг 3. Составить план

Когда выберете, как будете проводить тимбилдинг для сотрудников, можно приступать к организации. Нужно понять, сколько это будет стоить и кто будет отвечать за итоговый результат. Поэтому важно составить сметы, согласовать их с бухгалтерией, найти подрядчиков. В смету стоит включить:

  • Основные расходы. Это аренда, оборудование, транспортные расходы, дополнительные активности.
  • Питание и напитки. Стоимость еды и напитков для участников: завтраки, обеды, ужины, перекусы.
  • Жилье при необходимости. Если тимбилдинг с ночевкой, то учитывайте стоимость отеля.
  • Развлекательные и образовательные активности. Сюда входит стоимость мероприятия, аренда оборудования и оплата ведущим.
  • Прочие расходы. Здесь можно учесть расходы на подарки для участников, маркетинговые и организационные расходы.
  • Резервный фонд. По возможности добавьте небольшой бюджет для непредвиденных расходов.

Шаг 4. Оценить результаты

После того, как мероприятие прошло, важно оценить, как именно оно повлияло на команду. Спросите сотрудников, понравилось ли им и как изменились отношения в команде. Сделать это лучше через 3–7 дней после тимбилдинга. Это оптимальное время: участники остынут от эмоций и смогут ответить объективно.

Например, HR могут спросить:

  1. Что изменилось после тимбилдинга для коллектива?
  2. Что стало лучше благодаря тимбилдингу?
  3. Удалось ли узнать коллег с новой стороны и как это повлияло на работу?

Всю обратную связь важно обработать. Так вы поймете, что действительно хорошо повлияло на команду, что было нейтральным, а что совсем не понравилось. На основе этих ответов будет легче готовиться к следующим мероприятиям.

Нужно опросить не только работников, но и их непосредственных руководителей. Они смогут оценить отношения в коллективе до и после тимбилдинга.

Шаг 5. Разработать отчет

После мероприятия HR-специалисты и руководители собирают выводы в одном месте, чтобы позже использовать их. В них прописывают цели и способы их достижения, участников, финансовый аспект и результаты.

Сделать это можно в одном пространстве — Битрикс24. Такой формат поможет загрузить все документы, отметить комментарии сотрудников и отследить их прогресс. Дополнительно сервис собирает единую базу сотрудников, строит и отслеживает воронки найма.

Автоматизируйте рекрутинг и HR-менеджмент
Управляйте персоналом в Битрикс24, как гонщик — Болидом Формулы-1. Отладьте HR-процессы и находите лучших кандидатов.
Узнать подробнее

Что в итоге

  • Тимбилдинг — мероприятие, которое помогает из обычных коллег создать сплоченную команду. Такие мероприятия нужны, чтобы показать, что вокруг не просто коллеги, а такие же люди со своими интересами. Также это снизит количество конфликтов и даст команде общую цель.
  • Мероприятия могут быть в разных форматах в зависимости от интересов: спорт, мастер-классы, викторины, психологические тренинги или выезд на природу.
  • Тимбилдинг стоит проводить раз в полгода и даже чаще. Внепланово его можно организовать, если команды решили объединиться, ушел руководитель или начался новый проект.
  • После мероприятия важно сделать выводы: как отреагировала команда, что изменилось, что стоит добавить в следующий раз.
  • Для проведения тимбилдинга для сотрудников нужно определить цели и задачи, выбрать формат, составить сметы и, самое главное, оценить результат — лучше через 3–7 дней после мероприятия.

Управляйте проектами и создавайте сильную команду с Битрикс24
Получить бесплатно
Наталья Хайду
Главный редактор
Рекомендуем
Показать еще