О возражениях и стереотипах о GPT-технологиях в деловых процессах —
Александр Вартанян, директор по маркетингу Битрикс24
В эпоху «слабого» искусственного интеллекта (ИИ) многие отказываются использовать эту технологию. Не доверяют ей, не видят в нейросетях союзника, не знают, как применить их в бизнесе. Инновации часто воспринимают в штыки — боятся, что они отберут рабочие места у сотрудников.
Давайте разберемся, почему некоторые компании не готовы внедрить ИИ и как бороться со стереотипами вокруг него.
«Нам это не поможет»
Руководители компаний отказываются от применения GPT-технологий, поскольку уверены: для их задач они не подходят. Топ-менеджеры не понимают, как именно встраивать генеративные модели ИИ, которые генерируют тексты и изображения модели ИИ в бизнес-процессы.
Несколько лет назад крупные промышленные компании начали использовать нейросети для анализа производственных процессов. Решения создавались специально «под заказчика» и стоили дорого. Из-за этого для рутинных офисных задач, например, в юридическом или HR-департаменте они не годились.
Сейчас ситуация другая. Внедрение генеративных нейросетей стало простым и доступным: ценовой порог входа снизился.
Такие модели универсальны. Их обучают на массивах текстовой информации, поэтому дорабатывать под конкретные задачи нет нужды. Нейросети создают email-рассылки, пишут вакансии, готовят документы, общаются с клиентами — делают все, что так или иначе связано с текстами.
Если надо решить задачи посложнее и глубже погрузить нейросеть в специфику бизнеса компании, можно использовать более точный промпт (от англ. prompt — подсказка). Промпт — это текстовая инструкция или вопрос нейросети. Именно он задает формат, стиль, длину, тон ответа.
Запрос может звучать так: «Представь, что ты директор по продажам в магазине товаров для детей» или «Отвечай мне как журналист издания для аграриев».
AI-ассистент войдет в роль и выдаст ответ.
Что делать топ-менеджеру
За последние несколько лет ИИ стал нормой: он в ходу и на работе, и в быту. Как электронные таблицы, мессенджеры или принтеры.
Поэтому, чтобы не отстать от жизни, руководителю компании важно:
- знать популярные GPT-модели;
- протестировать их самому;
- начать внедрение новых технологий;
- вдохновить сотрудников пользоваться инструментом.
Запомните: как лидер, вы должны стать первым, у кого появится AI-ассистент.
«Нас всех заменят и уволят»
Главный страх линейных сотрудников — их профессию заменит ИИ. Люди часто видят в нейросетях конкурентов и воспринимают их как угрозу.
Ничего удивительного. История помнит немало противников технического прогресса.
Луддиты боролись против механизации ткацкого производства во время промышленной революции в Англии в XIX веке. Они уничтожали станки, потому что боялись лишиться рабочих мест.
Современный пример индустриального саботажа — отказ менеджеров использовать CRM-системы. Еще 20 лет назад сейлзы сопротивлялись нововведениям, а сейчас не могут полноценно работать без софта и сами настаивают на его использовании.
«Слабый» ИИ не заменит человека. Уникальные качества мозга — творчество, интуиция, стратегическое мышление и эмоции — не поддаются оцифровке.
Нейросеть станет для сотрудника помощником, ускорит решение задач, избавит от рутины, поможет навести порядок в данных.
Что делать руководителям
Больше рассказывать сотрудникам о возможностях искусственного интеллекта. О том, в каких рабочих процессах он выручит, а в каких — нет.
Например, объяснить менеджеру по продажам, что AI умеет расшифровывать звонки клиента и ставить задачу в разы быстрее человека. При этом нейросеть не всесильна. Она не может полноценно общаться с заказчиками и продавать — здесь в игру вступает сейлз.
«Это слишком сложно и недоступно простым смертным»
Самое страшное и трудное — сделать первый шаг.
Не у всех получается сразу зарегистрироваться в ChatGPT или найти отечественные аналоги. Когда дело стопорится с самого начала, это отбивает желание продолжать.
Из истории с луддитами и CRM ясно, что боязнь инноваций — обычное явление. Но важно не сдаваться и разбираться с новой технологией.
Не удалось подключиться к ChatGPT? Свои решения есть у «Сбера» и «Яндекса». Они отлично справляются с большинством рабочих задач.
В Битрикс24 есть свой AI-ассистент — CoPilot. Мы сделали его открытым для самых разных моделей ИИ.
Итого сейчас на выбор есть YandexGPT 2, GigaChat от «Сбера» и приложения в Битрикс24 Маркете.
Поставить задачу коллеге, сделать выжимку из длинного отчета, покреативить вместе с маркетологом или даже похвалить коллегу в посте — любая модель с этим справляется.
А если у компании есть нейросеть, которая обучена на собственных данных, ее можно интегрировать в Битрикс24 CoPilot.
Мы считаем концепцию открытого CoPilot важной для популяризации технологии и быстрого развития бизнеса. Поэтому пользователи Битрикс24 могут сами выбирать, что им подходит.
Что делать компаниям
Придумать для сотрудников удобный и быстрый способ общения с ИИ. Например, CoPilot интегрирован в платформу Битрикс24, а значит, всегда под рукой. Чтобы начать общаться с ним, спросите у самого искусственного интеллекта, как это сделать. Он все в подробностях расскажет.
«ИИ врет, придумывает факты и вообще говорит бред»
Нейросеть может выдавать ответы, которые выглядят достоверно, но на самом деле ложные. Она придумывает значения слов и нереальные факты.
Причина — в технологии, которая лежит в основе ИИ. Модели обучены на структурированных знаниях и текстах, их задача — расставлять слова в правильном порядке. Выдать оригинальный ответ они не могут, поэтому воспроизводят информацию, на которой их взращивали.
Проблемы ИИ и людей схожи. Например, чтобы написать сценарий исторического фильма, кинокомпании приглашают ученого-консультанта. Без него автор может упустить детали эпохи, о которой будет картина. Или придумать события, противоречащие ходу истории.
Нейросети даже больше похожи на писателей, чем на ученых. Они умеют создавать контент-планы и подкидывать идеи для видеосценариев. Но не могут рассказать о новом законе или проанализировать стратегию конкурентов.
Что делать пользователям
Нейросеть не энциклопедия и не поисковая система. Иногда она создает истории, которые не имеют отношения к реальности. Врачам или адвокатам это может стоить лицензии.
Проверяйте ответы нейронки через другие источники. Не забывайте про фактчекинг.
«Я попробовал — так себе у него получается, сделаю лучше сам»
Общение с ИИ требует навыка.
Представьте случай из практики: маркетолог попросил CoPilot подготовить текст email-рассылки, но результат получился заурядным. Затем он попробовал сделать пост для соцсетей — вышло так же скучно. Маркетолог сделал вывод: ему в работе GPT-технологии не нужны.
Пользователи забывают, что нейросеть понимает каждое слово буквально и учитывает пожелания в ответе.
Рассмотрим два промпта.
Первый — «Напиши текст вакансии фронтенд-разработчика».
Второй — «Представь, что ты профессиональный HR. Напиши текст вакансии фронтенд-разработчика, который привлечет IT-специалистов и подсветит плюсы нашей компании: модный офис, инновационные проекты для медицины и творческую атмосферу».
Второй промпт выдаст текст намного лучше первого.
Нейросеть учитывает все пожелания. Если результат не устраивает — запрос можно скорректировать.
Что делать, чтобы научиться писать промпты
Нет никакого промпт-инжиниринга. Есть простое понимание психологии машины. Просто продолжайте общаться с ИИ. Давайте ей сложные небанальные задачи, экспериментируйте со стилями и форматами, улучшайте уже готовый материал.
Ближайшее будущее ИИ для бизнеса и возможные риски
Нейросети не захватят мир. По крайней мере не в ближайшее время. Они не готовы работать за человека, но могут быть отличными помощниками.
Помните о рисках. Не предоставляйте нейросетям персональные данные, конфиденциальные материалы и документы, которые содержат коммерческую тайну.
Правовое поле вокруг ИИ только оформляется в России. Юридический статус продуктов, созданных нейросетью, еще не определен. Поэтому внимательно изучите лицензионное соглашение разработчика GPT-модели, с которой вы работаете.
Нейросети избавляют от рутины и ускоряют операционку. Поэтому Битрикс24 еще в конце прошлого года открыл доступ к CoPilot всем пользователям.
В 2024 году компании начнут массово встраивать ИИ-модули во все департаменты: от маркетинга до HR. Нейросети станут таким же привычным бизнес-инструментом, как терминалы бесконтактной оплаты или чат-боты.