Нейросети: что умеют и как использовать ИИ в продажах и бизнесе
Наталья Хайду
Главный редактор
Профессионально увлекаю через контент. С командой Журнала практически с самого основания. Знаю толк в продукте и заражаю читателей интересом к нему с помощью наших статей.

Нейросети: что умеют и как использовать ИИ в продажах и бизнесе

Нейросети

В начале 2023 года онлайн-издание BuzzFeed уволило больше ста сотрудников и заменило их искусственным интеллектом. Вместо десятков человек теперь без перерывов, отпусков и соцпакета работает генеративная нейронная сеть.

В июле 2023 года стало известно о еще одной, даже более смелой, инициативе. Индийская В2В-компания Duukan, оказывающая услуги технической поддержки, уволила 90% своего штата и заменила их на искусственный интеллект. При этом выручка и эффективность работы повысилась. До внедрения нейросети решение вопросов клиента в среднем занимало 2 часа 13 минут. ИИ позволил сократить это время до 3 минут.

Несмотря на то, что Илон Маск, сооснователь Apple Стив Возняк и другие эксперты требуют приостановить развитие систем искусственного интеллекта (ИИ), объем инвестиций в технологию продолжает расти по всему миру. Бизнес все чаще перекладывает рутинные задачи на нейросети, и этот тренд будет только продолжать набирать обороты. В этом тексте расскажем, как начать применять ИИ в бизнесе уже сегодня.

Что такое генеративный искусственный интеллект

Генеративный искусственный интеллект — это технология, которая создает на основе примеров новые данные: текст, код, картинки, видео и прочее.

ИИ обучается на массивах данных, а затем выдает уникальный контент, которого раньше в таком виде не существовало. Например, ChatGPT умеет писать прозу в любых жанрах, научные статьи, стихи, песни, даже хокку. А обученный на картинках DALL-E рисует не хуже профессиональных художников, подражая при этом разным стилям. Многие нейросети уже умеют генерировать картинки на основе текстовых запросов.

Обученный на кодах генеративный искусственный интеллект сам пишет код. С некоторыми задачами разработчиков он справляется полностью самостоятельно. ИИ может даже находить ошибки, позволяя снизить нагрузку на ревьюеров.

Сегодня ИИ уже помогает миллионам людей тратить меньше ресурсов на рутинную работу. Благодаря созданным на основе нейросетей переводчикам, стерты языковые границы по всему миру. Даже эту статью вы можете автоматически перевести на десятки языков, не потратив ни рубля и сэкономив массу времени. А ведь еще 15 лет назад вам бы понадобилось для такого задания привлечь нескольких человек и оплатить их труд.

Постепенно ИИ проникает во все сферы жизни, перенимая навыки и умения не только переводчиков, но и копирайтеров, аналитиков и даже менеджеров.

Как искусственный интеллект меняет продажи и маркетинг

В этой главе расскажем, как искусственный интеллект сегодня можно выгодно использовать для автоматизации процессов в бизнесе. Например, улучшать обратную связь, внедряя ИИ в чаты техподдержки.

Автоматизация процессов с помощью ИИ позволяет компаниям сократить количество ошибок и ускорить время обработки заказов. Например, системы распознавания речи могут использоваться для автоматического заполнения форм заказа. Если интегрирована телефония, запись разговора с менеджером из CRM можно отправлять на расшифровку нейросети и автоматически копировать данные в базу.

journal_neural_networks_1

Это экономит время и уменьшает количество ошибок. Также распознавание речи можно включить напрямую в приложении или на сайте, чтобы клиент сам мог заполнить поля «голосом».

Системы обратной связи с интегрированным искусственным интеллектом позволяют компаниям получать отзывы клиентов и использовать их для улучшения своих продуктов и услуг. Например, многие компании уже используют чат-боты для ответов на вопросы клиентов и решения проблем. Боты также могут собирать более развернутые отзывы, задавая покупателю наводящие вопросы об опыте взаимодействия с компанией. О том, какие бывают чат-боты и как их можно использовать, рассказали в материале «Чат-боты для рассылок: чем полезны и как настроить».

Полноценную бизнес-аналитику ИИ пока не освоили, но они уже умеют выстраивать систему рекомендаций для клиента на основе сделанных покупок, предсказывать запросы и искать нужные товары не только по описанию, но и по фото и ключевым словам.

Какие задачи можно передать ИИ

Вот несколько дел, которые вы можете передать нейросети прямо сейчас:

Создание текстового контента

ChatGPT нельзя пользоваться в России без зарубежной СИМ-карты, но есть как способы обзавестись иностранным номером, так и альтернативы самого чат-бота. Уже сейчас вы можете попросить нейросеть от Яндекса написать вам рекламный слоган или текст для промо-ролика. Добавьте в текст немного индивидуальности, название своей фирмы, и можно размещать в соцсетях.

Визуальные креативы

С помощью технологий уже сегодня можно генерировать изображения, неотличимые от фотографий и произведений профессиональных художников. Что удивительно — каждое из них уникально. Кроме того, налицо колоссальная экономия. Работа художника-иллюстратора не быстра и затратна, а нейросеть нарисует за пару минут и часто абсолютно бесплатно.

Создание презентаций

Можете попросить нейросеть не только оформить слайды, но и сократить исходный текст.

Чат-бот

Сделайте свой чат-бот «умнее» — встройте искусственный интеллект на любой платформе через API. Бот будет, основываясь на своих алгоритмах, вести диалог и помогать клиенту в решении проблемы или оформлении заказа. Задайте ему настройки, и он будет отвечать по определенному сценарию и в выбранном тоне.

Холодные звонки

Искусственный интеллект может обзванивать потенциальных клиентов. После приветствия и короткого вступления бот спросит у человека, интересно ли ему узнать больше. Если ИИ услышит в ответ «да», он переведет звонок на менеджера. Есть риск отпугнуть часть покупателей таким подходом, но если в базе обзвона десятки тысяч контактов, то подход оправдан: можно получить значимое количество лидов. А благодаря ботам и автоматизации они попадут в воронку продаж в CRM, статистику и аналитику.

journal_neural_networks_2

Четыре шага по внедрению ИИ

Чтобы начать использовать ИИ, нужно не так много: запустите инструмент, введите запрос и начинайте пользоваться. Но чтобы внедрить его в продажи и делегировать более сложные задачи на постоянной основе, понадобится более тщательная наладка.

  1. Определите, зачем вам искусственный интеллект в работе.
    Привлечь внимание? Разгрузить менеджеров? Или потому что ИИ в моде? Если последнее, то лучше не тратить время и нервы сотрудников. Все остальное — достаточная причина. Сформулируйте цель как можно более четко. Например: «Хочу внедрить нейрогенеративные тексты в работу с клиентами, чтобы менеджеры и сотрудники отдела качества не тратили свое рабочее время на однообразные переписки».
  2. Выберите нейросеть.
    Оцените все доступные вам варианты. Некоторые из них потребуют скачивания дополнительных программ и обучения сотрудников. Другие — интуитивны и готовы к использованию. Протестируйте генерацию на разных моделях и языках. Не обязательно останавливать выбор на чем-либо одном, можно вооружиться несколькими инструментами.
  3. Поработайте с нейросетью напрямую.
    Прежде чем внедрять чат-бота на сайт или в мессенджер, попробуйте его в рабочих условиях на простых и сложных запросах. Можно выбрать фокус-группу из клиентов разных категорий и посмотреть, чем отличаются их запросы.
  4. Внедряйте ИИ.
    На этом этапе, вероятно, понадобится помощь специалиста. Но есть и другие способы внедрения.
Попробуйте CRM Битрикс24
CRM возьмет под контроль все каналы коммуникаций с клиентами и автоматизирует продажи в вашем бизнесе.
Создать бесплатно

Меры предосторожности при работе с ИИ

Тексты, созданные ботами, уже не отличаются от рукописных. Можете ли вы с уверенностью сказать, что сейчас читаете статью, написанную человеком? Не пугайтесь, её писал профессиональный автор, мы пока не доверяем журнальные статьи роботам и вот почему.

В чём нейронки и люди похожи, так это в способности делать ошибки. Нейросети обучаются, но перепроверять данные они пока не умеют. Если вы попросите ИИ ответить вам, что такое вицградотека, он с радостью и в подробностях объяснит и даже приведет примеры из словарей, но такого слова не существует. Поэтому лучше тщательно проверять все детали, особенно если в тексте упоминаются события, даты и фамилии. Не доверяйте машинам сложные экспертные статьи, от которых может зависеть ваша репутация.

В отношении картинок риски связаны с отсутствием у ИИ морали и связанных с ней ограничений. Прежде чем использовать картинку, изучите ее внимательно, покажите людям разных возрастов. На картинке случайно может оказаться религиозный символ, неприятная сцена или жуткая гримаса. Попросить нейросеть перерисовать займёт одну минуту, а оправдываться перед аудиторией придется долго.

Также с осторожностью стоит относиться к боту, подключенному к чату с клиентами. Перепроверьте, что он не отвечает людям грубо, не хамит и, если шутит, то к месту. Попробуйте намеренно вызвать у него такие реакции, чтобы убедиться, что он не поддается на провокации.

Примеры использования ИИ в продажах

На улицах Москвы можно встретить роботов-доставщиков от Почты России и Яндекса. Они ориентируются на местности по картам и датчикам и ловко объезжают препятствия.

Похожие роботы-беспилотники с камерой используются в супермаркетах для сверки ценников и сканирования штрих-кодов. При этом они не заменяют человека, но позволяют сотруднику тратить рабочее время более эффективно.

Еще один пример — голосовые помощники от мобильных операторов и банков. Вместо личного ассистента он отвечает на звонок и определяет, кто звонит. Если это мошенники, о звонке хозяин телефона и не узнает. А если это важный звонок, голосовой помощник запишет его и передаст.

Доступ к собственным голосовым помощникам — конкурентное преимущество многих крупных компаний.

Наконец, искусственный интеллект может разработать систему предложений для пользователей онлайн-магазинов. По ключевым словам и истории поиска он предлагает покупателям товары, которые им могут понравиться. Он также учитывает возраст, пол, семейное положение и другие детали.

Частые вопросы об ИИ

Как искусственный интеллект может улучшить продажи?

Созданный искусственным интеллектом контент может сделать вас уникальными, запоминающимися. Это привлечет новую аудиторию потенциальных клиентов. Оригинальное сложное оформление, стилизованная подача, быстрая обратная связь и круглосуточная техническая поддержка выделят вас из общей массы, а это напрямую скажется на продажах и среднем чеке.

Какие рутинные задачи можно автоматизировать с помощью ИИ в сфере продаж?

Обзвоны, рассылки, каталогизация, отчеты, официальные письма и запросы, тексты-заглушки и картинки — все это можно поручить нейронкам.

К каким инструментам и технологиям ИИ стоит присмотреться?

Из российских разработок стоит обратить внимание на сервис генеративной графики ruDALL-e. Из доступных текстовых генераторов начните с YaGPT, Bing, Notion. Если есть возможность, оформите зарубежную СИМ-карту, чтобы получить доступ к ChatGPT.

Какие компетенции и знания нужны, чтобы использовать искусственный интеллект в работе?

Начать можно с нуля, набираясь опыта в процессе. Понадобятся базовые умения работать на компьютере, чтобы установить себе программу или добавить расширение в браузер. Образовательных программ по нейросетям пока мало, но в Интернете много блогеров, энтузиастов и сообществ по интересам, всегда готовых прийти на помощь.

Какие перспективы развития ИИ в сфере продаж?

Судя по темпам роста сферы, потенциал у ИИ огромен. Роботы уже звонят нам с предложениями и отвечают на запросы в чатах, а проекты по разработке получают всё больше инвестиций.

Что в итоге

  • Использование искусственного интеллекта в работе может быть полезным для многих профессий, включая продажи. Чат-боты на основе ИИ уже общаются с людьми в режиме реального времени и отвечают на вопросы. Они могут использоваться в продажах для ответа на вопросы клиентов или для предоставления информации о продуктах.
  • Искусственный интеллект автоматизирует некоторые рутинные задачи, такие как создание отчетов или рассылка электронных писем. Это освобождает время для более важных вещей.
  • ИИ предлагает клиентам наиболее подходящие продукты или услуги. Например, если клиент интересуется чем-то конкретным, ИИ может порекомендовать ему похожие продукты или предложить дополнительные скидки.
  • Не обязательно внедрять ИИ системно, можно начать использовать в некоторых проектах и посмотреть на отклик клиентов и сотрудников, а затем уже переходить к более масштабному использованию.
  • Проверяйте работу нейросетей перед публикацией, внимательно и осторожно смотрите всё, что делают роботы, потому что это ваша ответственность.

Поставьте искусственный интеллект на службу бизнеса с Битрикс24
Получить бесплатно
Наталья Хайду
Главный редактор
Рекомендуем
Показать еще