Что такое гибридный график работы
Наталья Хайду
Главный редактор
Профессионально увлекаю через контент. С командой Журнала практически с самого основания. Знаю толк в продукте и заражаю читателей интересом к нему с помощью наших статей.

Что такое гибридный график работы

6 мин
1447
Совместная работа

Благодаря гибридному графику линейные сотрудники и те, кто живет далеко от офиса, стали меньше увольняться. При этом на производительности такой формат не отразился. Об этом говорит исследование ученых из Стэнфордского, Гонконгского и Пекинского университетов.

Рассказываем, как это — гибридный график работы, какие у него есть плюсы и минусы и как перевести компанию на такой формат.

Что это — гибридный формат работы

Гибридный формат работы — это модель, когда сотрудники несколько дней в неделю или месяц работают из дома, а остальные — в офисе. Гибридный формат работы в ТК РФ называют комбинированным. В законе не закреплено, сколько длятся периоды «дистанционки» и офиса — их определяют работодатель и сотрудник.

Пример 1. Марина работает эйчаром: три дня в неделю она занята онлайн-собеседованиями, проводит их из дома. В четверг и пятницу разбирает заявления сотрудников и другие документы, помогает руководителям отделов погружать новичков в задачи, проводит мотивационные встречи. Эти задачи удобнее делать очно, поэтому она приходит в офис.

Пример 2. Андрей работает программистом. В первую неделю месяца он с командой других разработчиков, проектным менеджером и тимлидом обсуждают итоги, определяют новые задачи, продумывают этапы проектов. Очно получается продуктивнее, чем на созвонах, поэтому все работают из офиса. Оставшееся время — выполняют свою часть работы удаленно.

Какие преимущества и недостатки у гибрида

Разберем подробнее, что это — гибридный режим работы — для сотрудников и компании:

Преимущества гибрида Недостатки гибрида
Мотивация и выгорание Возможность иногда работать из дома повышает лояльность сотрудников, помогает отдохнуть от коллег, сменить обстановку. Согласно исследованиям Contented и «Зарплаты.ру», 78% опрошенных комфортно работать в офисе, но 39% хотели бы иногда работать удаленно. Сотрудники, которым сложно соблюдать рабочий график, могут работать по ночам, в выходные или праздники. Это приведет к большей усталости и выгоранию.
Продуктивность и результаты Сотрудники могут организовать время. Не тратить его на долгую дорогу до офиса, высыпаться и больше отдыхать. Это неплохая профилактика выгорания. Из-за отсутствия удаленки выгорают 15% работников: об этом говорит исследование школы Skillfactory и маркетингового агентства uForce. Если работодатель не контролирует, как сотрудники выполняют обязанности из дома, а команда слабо дисциплинирована, пострадают результаты.
Расходы Меньше трат на коммунальные расходы, рабочие места и аренду офиса. Траты на платформы для онлайн-работы.
Коммуникация Программы для удаленной работы позволяют ставить задачи, отслеживать результаты и затраченное время. А еще созваниваться и переписываться, когда это удобно всей команде. Не все задачи удобно обсуждать онлайн, сложно выбрать время для очных встреч.

Как перевести компанию на гибридный график

Опрос Ассоциации менеджеров и компании Pridex показал, что в гибридном формате хотят работать 64% респондентов, но такая возможность есть только у 32%. Разрыв может быть связан с тем, что в руководстве компаний не понимают, как перевести сотрудников на гибрид и сделать так, чтобы в процессах остался порядок, команда была продуктивной и соблюдала дедлайны.

Разберемся, как перейти на гибрид:

Определите правила. Решите, в какие дни сотрудник приходит в офис, а когда — работает дистанционно. А еще обговорите и зафиксируйте в соглашении к трудовому договору:

  • способы общения — в «Скайпе», «Телеграме» или корпоративном мессенджере;
  • задачи — что сотрудник делает из дома, а что в офисе;
  • форс-мажоры — что делать, если дома отключили свет или сломался интернет;
  • время ответа — в течение часа или дня.

Составьте приказ. Переход сотрудника на гибрид возможен только с его согласия. Если возражений нет, создайте дополнительное соглашение и приказ о новом режиме. Ознакомьте с ним сотрудника под подпись. Чтобы все сделать правильно, сверяйтесь со ст. 72 ТК РФ.

Подготовьте рабочие места и технику. По ст. 22 ТК РФ работодатель обязан обеспечивать подчиненных оборудованием, инструментами и технической документацией для работы. Если у сотрудника нет компьютера для удаленки, компания должна его выдать. Но можно договориться: например, если сотрудникам удобно работать дома на своих компьютерах и при этом нет риска для безопасности данных, приобретать технику не обязательно.

Обеспечьте рабочее место для тех дней, когда сотрудник посещает офис. Если переводите всю компанию с очной формы на комбинированную, снимите офис поменьше.

Создайте онлайн-пространство. Чтобы отслеживать статусы задач и общаться с коллегами. Какие инструменты помогут:

  • Интранет-портал. Корпоративный сайт с полезной информацией — обучающими видео, инструкциями, документами и контактами коллег.
  • CRM. Здесь ведут сделки, обсуждают задачи и отслеживают показатели: заявки, оплаты, новых клиентов, встречи, звонки.
  • Менеджеры задач. Функции зависят от программы — обычно в них есть тайм-трекер и автоматические отчеты по проекту, доски задач с описаниями, календарь, чек-листы.

В Битрикс24 есть все, что нужно для работы в гибридном формате. Созванивайтесь с помощью виджета «Чаты и встречи», переписывайтесь в чатах, учитывайте загрузку коллег по календарю и редактируйте документы.

Ставьте задачи в Битрикс24
Организуйте эффективную работу над задачами и проектами в удобном таск‑трекере.
Создать бесплатно

Определите KPI. Это критерии, по которым руководитель оценивает работу сотрудников.

Пример. HR Маша ищет кандидатов, проводит собеседования, работает с кадровыми документами и помогает адаптировать стажеров. Раньше она все время проводила в офисе. Директор видел, что его сотрудник в постоянных созвонах и переписках: ей некогда отлучиться на кофе.

Потом Машу перевели на гибрид, и собеседования она стала проводить из дома. На прошлой неделе было непросто: Маша изучила 53 отклика, провела 9 собеседований, но только одного кандидата перевела на следующий этап: собеседование с руководителем. Он заметил это и подумал, что Маша стала работать хуже из-за гибрида. Маша показала все разобранные заявки и записи собеседований — объяснила, что только один кандидат соответствовал критериям. Конфликт решился, но осадок остался.

Чтобы избежать ситуации из примера, заранее оговорите, как будете оценивать работу на удаленке. В примере с Машей руководитель может включить в критерии:

  • составленные вакансии;
  • просмотренные резюме;
  • проведенные собеседования;
  • кандидаты, которые прошли интервью у руководителя.

Как сотруднику перейти на гибридный формат

В первую очередь — договориться с руководителем. Если работодатель сомневается, попробуйте следующее:

  • Объясните причину — долго добираетесь до работы и тратите на это время, которое могли бы провести за работой.
  • Докажите, что качество не упадет — договоритесь, что вы пару дней поработаете из дома и руководитель проверит результаты работы в эти дни.
  • Вместе продумайте, как контролировать загрузку, — отчеты по итогам дистанционной работы, тайм-трекеры, чтобы фиксировать, сколько времени тратите на задачи.

Когда получите согласие, определите, сколько дней будете работать из дома и как вас будут оценивать. Попросите прописать KPI, решите, где и как быстро должны отвечать. Затем напишите заявление о переводе. Образец заявления на гибридный график работы:

Образец заявления на гибридный график работы

Руководитель принимает заявление и готовит дополнительное соглашение к трудовому договору с рабочим расписанием и приказом о переводе. Ознакомьтесь с документами и подпишите их.

Частые вопросы

Каким компаниям подходит гибридный график работы?

Согласно опросу Ассоциации менеджеров и компании Pridex, лидеры по доле персонала в гибриде — IT, финансы и ретейл. Специалисты из этих сфер могут выполнять обязанности удаленно: писать код и искать ошибки в программах, проверять заявки клиентов, оформлять заказы.

Также гибрид подойдет:

  • диджитал-, PR и маркетинговым агентствам;
  • дизайн- и SMM-студиям;
  • онлайн-школам;
  • консалтинговым компаниям.
Как перейти на гибрид?

Создайте онлайн-пространство для работы. Для этого используйте:

  • системы управления проектами и облачные сервисы;
  • чаты и корпоративные порталы;
  • платформы с инструментами для совместной работы: таск-трекер, календарь, почта, чат, CRM.

Определите график работы на гибриде и установите KPI. Попросите работников написать заявления, создайте дополнительное соглашение к трудовому договору и издайте приказ.


Что в итоге

  • Гибридный график работы — это модель, при которой сотрудники работают из дома и офиса. Количество дней дистанционной и офисной работы устанавливает руководитель по договоренности с командой.
  • Преимущества гибридной модели в том, что сотрудники меньше времени тратят на дорогу, меняют обстановку, отдыхают от офисной суеты и коллег. Что значит гибридный график работы для компании: можно сэкономить на аренде и коммунальных платежах, нематериально мотивировать сотрудников. Недостаток в том, что придется больше контролировать результаты.
  • Чтобы перейти на комбинированный режим, согласуйте рабочее время и определите способы связи. Потом сотрудник пишет заявление о переводе, а работодатель издает положение о гибридном графике работы и приказ. Обе стороны должны подписать документы.

Управляйте проектами и создавайте сильную команду с Битрикс24
Получить бесплатно
Наталья Хайду
Главный редактор
Рекомендуем
Показать еще