Чтобы управлять бизнесом и принимать стратегические решения, необходимо погружаться в процессы и быть в курсе результатов. В этом помогает CRM — многофункциональный инструмент для работы с клиентами и сотрудниками. В такую систему часто бывает встроена аналитика, однако не каждый руководитель знает, как взять от нее максимум. Расскажем, как пользоваться аналитикой CRM и какие метрики важно учитывать бизнесу.
Чтобы помочь вам быстро разобраться в основных понятиях CRM-аналитики, мы подготовили короткий 60-секундный ролик. В нем продакт-менеджер Битрикс24 Регина рассказывает, как бизнесу использовать данные о поведении клиентов для увеличения продаж.
В CRM предусмотрено множество инструментов анализа. Основные возможности систем:
Преимущества аналитики CRM:
«Пакетный» функционал | После того как вы настроите аналитику под свои нужды, все процессы, в том числе сбор и обработка данных, будут идти автоматически. Вам останется только использовать полученную информацию в своих целях. |
Простота | Отчеты детальны, наглядны и интуитивно понятны — их можно применять сразу же. |
Объективность | Показатели снимаются автоматически, человеческий фактор исключен, риск ошибки менеджера при составлении графиков отсутствует. |
Вот лишь некоторые из множества полезных метрик:
Стоимость лида = рекламный бюджет / количество полученных лидов
Длина сделки = количество дней по всем закрытым сделкам / общее число сделок
Конверсия = число покупок / число посетителей * 100%
Средний чек = выручка / количество чеков (или заказов)
Конечно, эти и другие метрики можно вычислить по формулам вручную или настроить подсчет в сводной таблице Excel или Google Spreadsheet. Но гораздо удобнее собирать аналитику в CRM Битрикс24. Все показатели посчитаны автоматически и без ошибок. Расчеты можно быстро и удобно посмотреть в одном окне.
Чтобы пользоваться всеми возможностями CRM, систему интегрируют с полезным для бизнеса ПО.
Коллтрекинг
Программа для мониторинга источников звонков, которая помогает оценить эффективность каналов продвижения. Суть ее в следующем: программа показывает на сайте уникальный номер телефона каждому пользователю. Когда он звонит в компанию, система записывает разговор и собирает данные: с какой рекламы пришёл, в каком регионе находится и другое. Программа также помогает конкретизировать ЦА бренда и выяснить, как клики конвертируются в заявки. Чтобы коллтрекинг работал безошибочно, его интегрируют с IP-телефонией.
Сквозная аналитика
Сервис, который собирает данные о лидах, заявках, закрытых сделках, доходах и расходах на маркетинг. Он обрабатывает и хранит сведения о каждом взаимодействии клиента с компанией. Особенность сквозной аналитики — оценка реальных продаж — позволяет сделать честные выводы об эффективности рекламы. Например, компания использует разные инструменты продвижения — SEO, контекстная реклама в Яндекс.Директ, Google.Ads и ВКонтакте. Для каждой сети используются свои кампании, с разными предложениями, различными объявлениями и набором ключевых слов. Сквозная аналитика позволит получать полную информацию по эффективности не только каждого канала, но и каждой ключевой фразы. Это дает возможности тонкой настройки рекламных кампаний, точного попадания в потребности ЦА и экономии маркетингового бюджета.
Аналитика CRM детализирована по периодам: дням, неделям, месяцам, а иногда и часам. Вы можете регулярно обновлять данные и получать актуальную информацию за конкретный промежуток времени. Достаточно в несколько кликов запросить отчеты в соответствующем разделе, вывести отчет на экран или сохранить на ПК.
Востребованные отчеты:
Кроме того, аналитика CRM позволяет сравнивать графики, например, две и более воронки продаж, разные периоды и другое.
Выбор неактуальных отчетов. Иногда компании пытаются анализировать все, даже то, что не нужно. Это отнимает время и не дает никакого эффекта. CRM — гибкий инструмент, и его несложно адаптировать под свои нужды. Выберите несколько метрик, необходимых вашему бизнесу, и настройте отчеты под них.
Сложный модуль аналитики. Десятки вкладок, настроек и способов отобразить данные небольшому магазину с маленьким ассортиментом и двумя менеджерами не нужны. Выбирайте CRM так, чтобы неудобных или слишком сложных модулей не было. Обнаружить такие помогает тестовый период — во время его прохождения уделите особое внимание аналитическим инструментам.
Отсутствие системной работы с обнаруженными проблемами. Если вы выявили слабые места, но не предприняли никаких действий для их устранения, в следующем отчетном периоде вы снова столкнетесь с теми же проблемами. Суть аналитики от этого теряется — задача инструмента в том, чтобы избавиться от недочетов, а не просто фиксировать их наличие. На каждую обнаруженную проблему разрабатывайте комплекс мер по решению. Например, мотивируйте менеджеров, откажитесь от неэффективных рекламных каналов и устраните слабые места в воронке продаж.
Небольшой магазин одежды эконом-класса в спальном районе оценивал свою успешность по единственному показателю — уровню прибыли. Исходя из этого сотрудникам ставили планы и применяли меры взыскания. Анализ ЦА не проводили, а товар завозили бездумно, отталкиваясь от наличия у поставщиков. При этом руководство активно вкладывалось в маркетинг, не вникая, насколько результативна текущая стратегия.
С приходом кризиса выручка начала быстро падать. Чтобы сохранить магазин, владельцам необходимо было сократить затраты, уточнить целевую аудиторию и переформировать ассортимент. Для этого требовались аналитические инструменты. Компания выбрала CRM с пробным периодом и уже в первые недели пользования пришла к важным выводам:
В результате благодаря CRM-аналитике бизнес избавился от лишних трат, сосредоточился на наиболее прибыльных сегментах аудитории и выбрал эффективные рекламные каналы. Магазину удалось вернуться к докризисным показателям по продажам. С помощью CRM руководство регулярно анализирует спрос, корректирует ассортимент и загрузку склада. Система полностью себя оправдала.