Как и зачем анализировать денежные потоки
Наталья Хайду
Главный редактор
Профессионально увлекаю через контент. С командой Журнала практически с самого основания. Знаю толк в продукте и заражаю читателей интересом к нему с помощью наших статей.

Как и зачем анализировать денежные потоки

6 мин
840
Продажи
Аналитика

Обычно владельцы бизнеса хотя бы примерно знают, сколько денег в месяц, квартал или год поступает и уходит со счетов. Но удержать в уме все данные сложно, из-за этого можно потратить «виртуальные» деньги — те, которые есть на бумаге, но нет на счетах. Чтобы этого не случилось, компании анализируют денежные потоки. Рассказываем, что это такое и зачем нужно бизнесу.

Что такое анализ денежных потоков

Денежный поток (кэш-флоу, от англ. cash flow) — это движение денег, которые поступают и уходят со счетов ИП или компании. Кэш-флоу бывает положительным и отрицательным. При положительном сумма поступлений выше отчислений, а при отрицательном — наоборот. Но не всегда положительный денежный поток это хорошо, а отрицательный — плохо. Чтобы увидеть объективную картину, нужно разделять кэш-флоу на разные виды деятельности и анализировать его. Разберем основные понятия, которые помогут понять, что такое анализ денежных потоков.

Пример. На счет компании за месяц поступило 100 тысяч рублей, а ушло 300 тысяч. Денежный поток отрицательный, и владелец переживает, что бизнес терпит убытки. Но предприниматель потратил деньги, чтобы купить новые станки. Теперь он сможет выпускать и продавать больше товаров и вскоре получит прибыль. В этом случае отрицательный денежный поток не говорит о том, что дела у компании идут плохо.

Чтобы правильно оценивать объем притока и оттока денег, разделяйте их на три «кошелька», где каждый — это определенный вид денежного потока. Какими они бывают:

Операционный. Это поступления и отчисления, связанные с основной деятельностью компании: платежи от клиентов, закупка материалов или сырья, расходы на рекламу, зарплаты сотрудникам. В идеале операционный денежный поток должен быть положительным. Если он отрицательный, нужно не паниковать, а проанализировать ситуацию. Возможно, вы провели анализ денежных потоков предприятия за слишком короткий период. Или оплатили поставщику аванс за продукцию, но еще не реализовали ее.

Финансовый. Сюда относятся деньги, которые компания получает в кредит или тратит на выплату процентов по ним, дивиденды собственникам. Если поступлений больше, чем отчислений, возможно, бизнесу не хватает собственных средств и он вынужден их занимать. Отрицательный денежный поток по финансовой деятельности может говорить о том, что компания способна расплачиваться с кредиторами или выплачивать дивиденды.

Инвестиционный. Здесь отток — это деньги, которые компания тратит, чтобы купить ценные бумаги или основные средства: оборудование, автомобили, недвижимость. Притоком будет выручка от продажи основных средств и инвестиций. Например, продажа офиса, дивиденды по акциям, выплата купонов по облигациям. Если инвестиционный денежный поток отрицательный, значит, у компании есть на что развиваться.

Денежные потоки предприятия не стоит путать с прибылью. Прибыль — это разница между доходами и расходами, ее считают по факту выполнения работ, а не по факту поступлений или отчислений денег.

Пример. Мини-пекарня получила заказ на 10 тысяч рублей, и покупатель сразу внес предоплату в 2500 рублей. Прибыли у предприятия пока нет, а денежный поток — 2500 рублей. На эту сумму пекарня закупила продукты для начинки пирогов. Прибыли снова нет, а кэш-флоу — нулевой. Пекарня выполнила заказ, покупатель подписал акт приема-передачи, но оставшуюся часть оплаты внесет через неделю. Теперь компания может зафиксировать прибыль, но реальных денег у нее пока нет.

Иногда бизнес планирует расходы только исходя из прибыли. В таком случае есть риск потратить «теоретические» деньги и уйти в кассовый разрыв.

Зачем компании анализировать денежные потоки

Регулярный анализ денежных потоков организации помогает управлять бизнесом и готовиться к сложным периодам: например, на время сезонного падения спроса на товары или услуги. Вот еще три причины, зачем компании проводить оценку денежных потоков.

Анализировать эффективность бизнеса. Бывает, что положительный баланс вводит собственника в заблуждение: деньги есть, значит, все в порядке. А на самом деле свободные средства могут оказаться предоплатой за продукцию, которую только предстоит выпустить. Чтобы понимать реальное положение дел, проводите анализ движения денежных потоков по каждому виду деятельности. Так вы будете знать, хватает ли средств на текущие расходы, какие направления самые прибыльные, сколько денег приходит и уходит за месяц или квартал.

Понять, достаточно ли у компании собственных средств. Для этого анализируйте финансовый денежный поток. Если все деньги уходят на погашение кредитов и приходится брать новые займы, возможно, у компании серьезные проблемы и нужно пересмотреть стратегию развития.

Оценить инвестиционные возможности и привлекательность компании. После анализа инвестиционных денежных потоков сможете понять, есть ли в бизнесе деньги, чтобы обновить оборудование или открыть новую точку. Можно анализировать не только собственный кэш-флоу, но и контрагентов, конкурентов, будущих партнеров. Это поможет оценить платежеспособность и общее финансовое «здоровье» организации. Найти денежные потоки можно в открытой квартальной или годовой отчетности компании.

Какие есть виды анализа денежных потоков

Чтобы анализировать денежные потоки, их нужно отслеживать. Для этого фиксируйте все поступления и списания со счетов компании. Это можно делать в таблице или специальных сервисах. Крупный и средний бизнес обязаны анализировать кэш-флоу компании и сдавать в налоговую ОДДС — отчет о движении денежных средств.

Вот какие методы анализа денежных потоков обычно используют.

Горизонтальный

Компания сравнивает данные двух одинаковых периодов, которые идут друг за другом. Например, можно проанализировать и сравнить операционную деятельность за июнь и июль. Цель горизонтального анализа — понять, как изменились поступления и отчисления по сравнению с предыдущим периодом. В идеале с каждым последующим поступления должны расти быстрее, чем отчисления. А сравнивать показатели можно в числах или процентах.

Горизонтальный анализ

Вертикальный

Показывает, как бизнес распределяет деньги. Результаты указывают в процентах, поэтому вертикальный анализ еще называют процентным или структурным. Суть метода в следующем. Общую сумму поступлений или отчислений принимают за 100%. Затем считают, какая доля приходится на определенную деятельность, направление или статью расходов.

Например, от продажи вентиляторов компания получила 1 млн рублей. Из них 0,1 млн пришлась на интернет-магазин, 0,2 млн — на оптовые продажи и 0,7 млн — на маркетплейсы. Соберем данные в таблицу и посчитаем в процентах:

Вертикальный анализ

Вертикальный анализ показал, что 70% денежного потока пришлись на маркетплейсы. Теперь проанализируем статьи расходов. За месяц компания потратила 1 млн рублей, больше всего денег ушло на продвижение.

Вертикальный анализ расходов

Факторный

Позволяет понять, что помогает, а что мешает движению денег в компании. Здесь есть два способа это проанализировать.

1. Прямой метод. Это анализ денежных потоков по всем видам деятельности: операционной, финансовой и инвестиционной. Компания изучает все поступления и отчисления за определенный период.

Допустим, мебельный магазин за месяц продал товаров на 100 тысяч рублей. При этом потратил 10 тысяч на аренду, 3 тысячи на уборку, 20 тысяч на заработную плату продавцам. Анализ денежных потоков прямым методом помогает понять, как каждая операция повлияла на движение средств. Данные можно сравнить с предыдущими периодами. Например:

  • Владелец магазина заметил, что выросли расходы на уборку: три месяца назад они были 2 тысячи.
  • Собственник изучил данные клиентской базы: оказалось, что покупателей тоже стало больше, поэтому убирать в магазине приходилось чаще.

Вести учет клиентов удобно в CRM. Например, в Битрикс24 вы видите, на каком этапе каждая сделка, можете создавать шаблоны счетов, готовить документы, анализировать продажи. А благодаря автоматизации менеджеры не забудут связаться с клиентами или отправить коммерческие предложения «теплым» лидам.

Попробуйте CRM Битрикс24
CRM возьмет под контроль все каналы коммуникаций с клиентами и автоматизирует продажи в вашем бизнесе.
Создать бесплатно

2. Косвенный метод. В этом случае сравнивают денежный поток и чистую прибыль и выясняют, почему прибыль или убыток не совпадают с количеством денег на конец периода. Косвенный метод анализа денежных потоков помогает понять причину: почему получился тот или иной результат? Например, чистая прибыль мебельного магазина за месяц — 20 тысяч рублей, а на счету оказалось 25 тысяч. Разница в 5 тысяч — это еще не оплаченный налог.

План-фактный

Помогает сравнить плановые и фактические показатели денежного потока. Такой анализ пригодится, если компания планирует движения денежных средств, например, прогнозирует продажи.

Допустим, производитель пластиковых окон взял заказ на 1 млн рублей и рассчитывает, что себестоимость будет 700 тысяч рублей. Но во время работы выяснилось, что не хватает фурнитуры и ее пришлось закупать по завышенной цене. В результате фактические расходы оказались выше, чем запланированные. В следующий раз компания учтет ошибки. Например, заранее просчитает и закупит нужное количество фурнитуры.

Оценить факт и план денежных потоков получится, если компания ведет бюджет движения денежных средств. То есть рассчитывает, сколько отчислений и поступлений будет в конкретном периоде, и знает, кто за что отвечает.

Пример. Производитель окон планировал, что выручка от заказа будет 300 тысяч рублей, а фактически вышло 150 тысяч. Отклонение от плана — минус 50%. Из этих данных пока непонятно, почему получилось такое расхождение. Владельцу нужно разобраться с причинами. Возможно, отдел закупок неверно рассчитал необходимое количество фурнитуры. Или на производстве допустили много брака и пришлось заказывать дополнительные детали. План-фактный анализ нужен, чтобы понять, не на сколько, а почему различаются данные.

Коэффициентный

С его помощью компания оценивает «качество» денежных потоков: в общем и по частям. Обычно анализируют три коэффициента:

  • эффективности чистых денежных потоков;
  • достаточности денежных потоков;
  • реинвестирования чистых денежных потоков.
Чистый денежный поток (ЧДП) — это разница между поступлениями и отчислениями денег за определенный период, например, месяц или квартал.

Для удобства собрали информацию о коэффициентном анализе денежных потоков в таблицу.

Коэффициентный анализ денежных потоков

Бизнесу не обязательно использовать все методы расчета денежных потоков. Это зависит от цели, которая стоит перед компанией. Например, если нужно в динамике проанализировать операционную деятельность предприятия за несколько месяцев, подойдет горизонтальный метод. А если компания планирует бюджет движения денег и стремится понять, почему фактические результаты отличаются от запланированных, нужен план-фактный анализ.

Частые вопросы

Что такое денежный поток предприятия?

Денежный поток показывает, сколько денег за определенный период приходит в компанию и уходит. Чтобы получить полную картину, бизнес оценивает общий денежный поток и по каждому виду деятельности: операционной, финансовой, инвестиционной.

Зачем анализировать денежный поток?

Анализ поможет понять, хватает ли компании денег, чтобы выполнять свои обязательства. Позволит планировать доходы и расходы, принимать решения о привлечении инвестиций или сокращении расходов. Анализировать денежный поток нужно и малому, и крупному бизнесу.

Как можно анализировать денежный поток?

Есть разные виды оценки денежных потоков. Обычно компании используют горизонтальный, вертикальный, факторный, план-фактный или коэффициентный метод. Какой выбрать, зависит от целей бизнеса.


Что в итоге

  • Анализ денежных потоков — это оценка движения финансов компании. Бизнес анализирует общий кэш-флоу и отдельно по разным видам деятельности: операционной, финансовой и инвестиционной.
  • Анализ денежных потоков помогает:
    - понять, откуда компания получает деньги и куда они уходят;
    - оценить, как это влияет на финансовые результаты бизнеса;
    - планировать инвестиции и развитие бизнеса;
    - принимать управленческие решения.
  • Есть разные виды и оценка анализа денежных потоков:
    - Горизонтальный — нужен, чтобы понять, как изменился приток или отток денег по сравнению с предыдущим периодом.
    - Вертикальный — используют, чтобы увидеть, как распределяются деньги по статьям расходов, направлениям бизнеса или видам деятельности.
    - Факторный — позволяет понять, что помогает, а что мешает движению денежных средств. Может быть прямым и косвенным.
    - План-фактный — применяют, чтобы узнать, соответствуют ли фактические результаты работы компании запланированным.
    - Коэффициентный — пригодится, чтобы оценить эффективность денежных потоков.
  • Компания может использовать один или несколько методов оценки денежных потоков — выбор зависит от целей анализа.

Увеличьте продажи и наведите порядок в задачах с Битрикс24
Получить CRM бесплатно
Наталья Хайду
Главный редактор
Рекомендуем
Показать еще