Что такое SAFe и как его внедрить
Наталья Хайду
Главный редактор
Профессионально увлекаю через контент. С командой Журнала практически с самого основания. Знаю толк в продукте и заражаю читателей интересом к нему с помощью наших статей.

Что такое SAFe и как его внедрить

7 мин
2194
Совместная работа

Любыми проектами нужно управлять. Это особенно важно, когда над многоэтапным проектом работает несколько команд. Иначе есть риск не выполнить требования клиента и сорвать сроки. Эти проблемы решает гибкий фреймворк SAFe. В статье расскажем, что это, для каких команд подходит и как его внедрить.

Что такое SAFe

Scaled Agile Framework (сокращенно SAFe) — это методология для работы с командой. Она помогает управлять сложными проектами с большим количеством участников.

Чтобы стало понятнее, разберем каждый термин из названия:

  • Фреймворк — это набор инструментов, которые упрощают и ускоряют разработку продуктов, соединяют элементы большого проекта. В фреймворках есть множество правил и рекомендаций, как их соблюдать. Они помогают успешно вести и завершать проекты.
  • Agile — это подход, который позволяет поэтапно управлять проектами. В основном его используют, когда создают программное обеспечение. При разработке цифровых продуктов бывает сложно точно определить их финальные функции и сроки создания. Например, потому что клиент может присылать новые требования к продукту. Agile решает эту проблему: помогает быстро менять версии продукта, вовлекать в процесс всю команду и вовремя выводить продукт на рынок.

Agile фиксирует, какие роли должны быть в команде, на чем делать приоритет и какие сроки устанавливать для этапов разработки.

Scaled Agile Framework

Вернемся к SAFe. Простыми словами, это инструмент, который помогает использовать методы Agile в больших командах — от 50 человек. В фреймворке есть свои термины, без которых его невозможно понять. Вот основные:

  • Итерации — так в SAFe называют двухнедельные спринты из классического Agile.
  • ART (Agile Release Train) — группа из Agile-команд, которые работают, чтобы создать ценность.
  • Ценность — функция, которая улучшает взаимодействие пользователя с продуктом. Благодаря ценности человеку удобнее работать с сайтом, сервисом или приложением. В результате он становится лояльным постоянным пользователем. А чем больше таких клиентов у продукта, тем выше его прибыль.
  • Поток создания ценности (Value Stream) — все действия команды, которые приводят к созданию ценности.
  • PI (Program Increment) — период, за который ART создает ценность. Обычно PI длится от 8 до 12 недель.
  • PI-планирование — встречи, на которых команды определяют задачи на квартал и обсуждают риски в предстоящей работе. Также PI-планирование помогает всем сотрудникам одинаково понимать, каких целей хочет достичь бизнес.

В SAFe есть три уровня управления разработкой. Основных — два: командный и программный. Третий — уровень портфеля — появляется, если у компании несколько потоков создания ценности.

Три уровня управления разработкой

Теперь, когда разобрались с основными терминами SAFe, посмотрим, как он помогает в работе.

Пример. Аутсорс-компания создала мобильную игру для клиента из гейм-индустрии. Игра понравилась пользователям, и теперь ее нужно масштабировать — написать новые уровни и добавить героев. Вместо 10 человек над проектом трудится уже 60. Это три команды, в которые входят разработчики и гейм-дизайнеры.

Все команды работают сами по себе. Перед релизом выясняется, что сюжет уровней, которые написали гейм-дизайнеры, частично дублируется. Это нарушает логику игры. Релиз приходится сдвинуть, чтобы исправить ошибки. Клиент недоволен работой команды и после релиза прекращает с ней сотрудничество.

Чтобы таких проблем не было, компании внедряют SAFe: с помощью конкретных правил и мероприятий — например, PI-планирования, — команды синхронизируются между собой и понимают, каких целей нужно достичь.

Каким командам подойдет SAFe

SAFe подходит командам от 50 до нескольких тысяч человек. Команды могут быть любыми: разработка, маркетинг, поддержка клиентов, служба безопасности, финансовый и юридический отделы. Фреймворк внедряют в банковской сфере и страховании, IT- и диджитал-компаниях, телекоме. То есть везде, где большие команды работают над сложными многоуровневыми проектами.

Например, компания «Азбука Вкуса» использовала SAFe, чтобы развивать электронную коммерцию и программы лояльности. РТ Лабс применяет SAFe, чтобы структурировать работу команд, которые выполняют заказы Минцифры для Госуслуг: выдача заграничных паспортов, регистрация недвижимости, платежи и другие функции сервиса. А компания Kaspersky внедряла SAFe для проекта в области информационной безопасности.

У SAFe, как и любой другой методологии, есть свои преимущества и недостатки. Разберем их.

Плюсы SAFe

Четкие сроки, которые помогают систематизировать работу и следовать дедлайнам. В течение PI все ART добавляют в продукт функциональность каждые две недели. Это сокращает риск сорвать сроки.

Можно оценить результаты работы команд. В этом помогают системные демонстрации (System Demo). На таких встречах оценивают функции, которые команда успела создать в последней итерации. В системной демонстрации участвуют менеджеры продукта, владельцы бизнеса, спонсоры, клиенты, архитекторы систем, IТ-специалисты.

Еще одно мероприятие — демонстрация решения (Solution Demo). На этой встрече клиентам показывают ценность и собирают от них обратную связь. Клиентами считаются конечные покупатели каждого решения. Они могут быть внешними — это бизнес, который выпускает продукт на рынок. Или внутренними, если продукт создают для использования в самой компании. Например, менеджер кредитного отдела банка, который использует техническое решение IT-отдела самого банка, — это внутренний клиент.

Есть роли, которые согласовывают действия команды. SAFe указывает, кто за что отвечает и закрепляет обязанности за специалистами. При этом SAFe не ломает существующую структуру компании. Такой подход упрощает внедрение фреймворка.

Вот основные роли в SAFe:

  • Менеджер продуктов. Фокусируется на том, как построить продукт. Управляет бэклогом, определяет, какие функции нужно разработать и когда их выпустить.
  • Системный архитектор. Отвечает за сложные технические решения и изменения, например, когда нужно перенести продукт в облако.
  • RTE (Release Train Engineer). Обучает команды правилам SAFe, проводит PI-планирование, System Demo.

Задачи этих ролей не уникальны, они встречаются и в классическом Agile. Например, RTE делает то же самое, что и скрам-мастер.

Минусы SAFe

Термины, в которых легко запутаться. Их много, некоторые отличаются от привычных в Agile. Придется потратить много времени, чтобы понять определения и разобраться, как работает фреймворк.

Не подходит для небольших команд. Компании, в которых меньше 50 человек, скорее потеряют теряют гибкость из-за SAFe, а не станут эффективнее.

Шаблоны и рекомендации основаны на опыте внедрения SAFe в других компаниях. А чужой успех не всегда гарантирует успех в вашем бизнесе.

Какие ключевые ценности и принципы подхода SAFe

Четыре ключевые ценности SAFe — это согласованность, прозрачность, уважение к людям и постоянные улучшения. Разберем каждую.

  • Согласованность. Ее добиваются с помощью PI-планирования, личных встреч с сотрудниками и других мероприятий.
  • Прозрачность. Честно говорить о проблемах, делать всю работу видимой. В этом помогает бэклог со всеми задачами.
  • Уважение к людям. Растить команды с помощью коучинга и наставничества, ценить способности и участие каждого. Уважать нужно и пользователя продукта, чтобы создавать для него максимум ценности.
  • Постоянные улучшения. В основе улучшений лежат гипотезы, их формулируют, опираясь на факты. Их получают, например, на инспекции и адаптации (Inspect and Adapt, I&A). Это встречи в конце каждого PI, на которых оценивают решения.

Ценности SAFe дополняют десять принципов:

  1. Учитывать экономические последствия задержек. Определять план работ и бюджет, чтобы получить максимальную выгоду.
  2. Принимать решения системно, без хаотичных действий. Системность помогает постоянно улучшать продукт и компанию.
  3. Сохранять требования и версии проекта во время разработки, так как предугадать все изменения невозможно.
  4. Оценивать возможные риски. В разработке есть циклы: планирование, создание, тестирование и корректировка. Важно планировать в этом цикле точки интеграции — моменты, когда несколько больших модулей продукта соединяют, чтобы проверить, насколько хорошо они работают вместе.
    Точки интеграции помогают найти ошибки в процессе работы и быстро их исправить. Если точек нет, в финале разработки может оказаться, что модули продукта несовместимы и их придется переделывать.
  5. Принимать решения по улучшению продукта, опираясь на мнение всех участников команды и бизнес-результат.
  6. Работать над задачами последовательно. Начинать с наиболее важной, а потом переходить к следующей.
  7. Регулярно синхронизироваться, чтобы понимать, что происходит на проекте, и вовремя находить ошибки. А также обмениваться опытом, чтобы лучше решать задачи.
  8. Мотивировать каждого участника команды и раскрывать его потенциал. Не командовать, а обучать.
  9. Учитывать, что руководители решают стратегические задачи, а все остальное делают команды. Давать больше ответственности сотрудникам.
  10. Менять структуру компании так, чтобы подразделения меньше зависели друг от друга, а ценность клиенту доставлялась быстрее.

Оставаться гибкими и быстрее адаптироваться к изменениям помогают не только фреймворки. Бизнес-процессы упрощают еще и CRM-системы — от командной работы над задачами до документооборота.

В Битрикс24 вы увидите, сколько заказов находится в обработке, кто из менеджеров и какими задачами занят. Сможете контролировать сроки, следить за платежами и показателями всех сотрудников. В системе есть разные методики планирования задач и проектов: Сроки, Мой план, диаграмма Ганта, слоты в календаре, канбан-доски.

Работайте сообща
Держите задачи под контролем и будьте на связи с коллегами, где бы они ни находились. Все в одном месте — Битрикс24.
Узнать подробнее

Как внедрить SAFe

Перед тем как внедрять фреймворк, компания должна достичь переломного момента — точки, в которой бизнес готов меняться. Например, когда конкуренты выпустили инновационный продукт или текущая стратегия компании ведет к кризису.

В переломный момент компании проще принять изменения в процессах. Если он еще не настал, сотрудники будут сопротивляться нововведениям и внедрить фреймворк не получится.

Переломный момент — первый этап внедрения SAFe. Другие этапы внедрения Scaled Agile, Inc. описала в 14 статьях дорожной карты внедрения SAFe. Она состоит из следующих шагов:

  • обучите лидеров и агентов изменений в рамках SAFe;
  • обучите сотрудников;
  • определите потоки создания ценности и ART;
  • создайте план запуска ART;
  • подготовьтесь к запуску ART;
  • обучите команды и запустите ART;
  • проведите коучинг ART;
  • запустите больше ART и потоков создания ценности;
  • расширяйте разработку до уровня портфолио;
  • распространяйте и масштабируйте инструменты SAFe.

Scaled Agile, Inc. отмечает, что сотни крупнейших компаний мира уже прошли этот путь — благодаря этому и появилось практическое руководство.

Частые вопросы о SAFe

Что такое SAFe простыми словами?

SAFe — это гибкий фреймворк для разработки ПО. Подходит командам, которые хотят применять методы Agile и наладить взаимодействие в больших командах: от 50 человек до сотен и тысяч сотрудников.

Чем SAFe отличается от Scrum?

Scrum подходит для одной команды и простого проекта. SAFe предназначен для разработки сложных продуктов и команд минимум от 50 человек. В SAFe появляются роли и структуры, которых нет в Scrum: менеджер продуктов, архитектор, RTE и ART.

Чем SAFe отличается от LeSS?

В SAFe каждый сотрудник участвует в совещаниях. Важно, чтобы все работали согласованно. Для этого проводят масштабные сессии планирования и ревью раз в квартал.

LeSS тоже про согласованность, но в собраниях участвуют только несколько представителей команды. Встречи в LeSS проводят чаще, чем в SAFe, если это нужно. В остальном SAFe и LeSS похожи, но первый фреймворк больше подойдет для крупных компаний.


Что в итоге

  • SAFe (Scaled Agile Framework) — это набор правил, которые регулируют работу Agile-команд. В отличие от других методологий он координирует действия не только в одной команде, но и между ними. Поэтому SAFe подходит для организаций, где над проектом работают сотни и тысячи людей.
  • ART — это группа из Agile-команд. Она создает ценность — функции, которые улучшают взаимодействие пользователя с продуктом.
  • У SAFe много плюсов. Четкие сроки и прописанные роли систематизируют работу. А разные мероприятия позволяют оценивать результаты работы команд, быстро выявлять проблемы и решать их. Основной минус SAFe в том, что его сложно внедрять.
  • Ключевые ценности SAFe — это согласованность, прозрачность, уважение к людям и постоянные улучшения.
  • Этапы внедрения прописаны в дорожной карте SAFe. Всего в карте 14 статей.

Управляйте проектами и создавайте сильную команду с Битрикс24
Получить бесплатно
Наталья Хайду
Главный редактор
Рекомендуем
Показать еще