В конце года сотрудники ждут корпоративов, выходных и главное — премии. Это понятно: всегда приятно получить благодарность за труд.
В материале рассказываем, как рассчитать размер премии, какой она может быть и почему нужна не только работникам, но и бизнесу.
Что такое премия и какой она может быть
Премия — это дополнительное денежное вознаграждение сотрудника за успехи. Часто ее выплачивают за особые достижения.
Например, премию могут назначить работнику, который перевыполнил план, заключил выгодный договор или реализовал новый проект. Есть несколько видов премий:
- Постоянные. Такая выплата приходит ежемесячно, раз в квартал или ежегодно. Обычно ее отправляют вместе с основной зарплатой. Размер премии зависит от результатов работы. Сотрудники заранее знают, на какую надбавку к зарплате могут рассчитывать, если выполнят план.
- Разовые. Такие премии связывают с каким-то событием: Новым годом, днем рождения или удачным проектом. Их также выплачивают сотрудникам, которые чем-то отличились: внедрили новую программу в работу отдела или разработали популярный у клиентов продукт.
- Мотивационные. Премия, которая приходит еще до начала работы над задачей. Так компании дополнительно мотивируют сотрудников и материально поддерживают их перед загруженным периодом.
- Наградные. Дополнительные выплаты тем, кто участвует в конкурсах и соревнованиях внутри компании. Это могут быть развлекательные активности — «Самый спортивный коллега» или «Лучший сотрудник года», образовательные, стартап-проекты.
Частоту и размер выплат каждая компания определяет по своему желанию и возможностям. Условия обычно прописывают в локальных нормативных документах, а не в трудовом договоре.
Зачем компании вводят премии
Разбираемся, какие задачи бизнеса решают дополнительные денежные поощрения сотрудников. Премии нужны, чтобы:
Задача № 1. Мотивировать сотрудников. Работники хотят достигать высоких результатов и растить метрики, потому что знают: их достижения заметят и оценят. Денежные поощрения психологически поддерживают коллектив: сотрудники знают, что их наградят за труды.
Задача № 2. Удерживать ценные кадры. Когда внутри компании есть возможность получать премию за результаты и успехи, талантливые и целеустремленные сотрудники ощущают свою значимость и понимают, что могут влиять на доход. Им меньше хочется выходить на рынок труда и искать альтернативу.
Задача № 3. Привлекать талантливых сотрудников. Положительные отзывы на сайтах, рассказы друзьям и знакомым про дополнительные награды от компании — отличный вклад в бренд работодателя. Премии — дополнительная «плюшка», которая помогает заинтересовать классных специалистов.
У премий много плюсов, но они подойдут не всем. Рассказываем, в каких случаях лучше выбирать другие способы мотивации сотрудников:
При запуске нового бизнеса. В самом начале пути организация растет: еще нет лояльных клиентов, расходы нередко превышают доходы, а внутренние процессы только выстраиваются. Премии могут стать тяжелым бременем для бюджета молодой компании.
Лучше быть честными и открыто сообщить сотрудникам о том, что пока дополнительных выплат не будет. Но когда бизнес начнет стабильно приносить деньги, работники получат награду за свой вклад.
- Когда работа связана с рисками для здоровья сотрудников. Премии за скорость могут повлиять на безопасность и качество задач. Это касается предприятий, где есть строго регламентируемый порядок действий. Например, в нефтегазовой, атомной, строительной и промышленной отраслях. Есть риск, что сотрудники начнут обходить важные правила, чтобы быстрее выполнить план и получить награду.
Как рассчитать премию
Чтобы ответить на вопрос, как правильно рассчитать премию, нужно понимать, какой тип выплаты вы хотите назначить сотрудникам.
Как рассчитать премию от оклада. Рассчитать процент премии от оклада можно как для ежемесячной, так и для годовой выплаты. Для этого нужно заранее установить уровень выплаты, затем умножить процент премии на размер оклада.
Пример. Маркетолог Андрей зарабатывает 120 000 рублей в месяц. В декабре он выполнил план по лидам, поэтому получит премию, равную 20% от оклада.
Расчет месячной премии маркетолога: 120 000 × 0,2 = 24 000 рублей.
Итоговый расчет выплаты за месяц: когда бухгалтер рассчитает выплату за месяц, он складывает оклад (120 000 рублей) и премию (24 000 рублей) и получает 144 000 рублей.Рассчитать премию сотруднику можно на основе KPI. Для этого необходимо умножить базовое вознаграждение на процент целей, которых удалось достичь.
Пример. Менеджер по продажам Сергей с зарплатой 80 000 рублей должен реализовать товар 100 клиентам. В ноябре 90 человек оплатили покупку, значит, план выполнен на 90%. Базовая премия в организации — 20 000 рублей.
Расчет премии менеджера: 20 000 × 0,9 = 18 000 рублей.
Итоговый расчет выплаты за месяц: 80 000 рублей (оклад) + 18 000 рублей (премия) = 98 000 рублей.Как рассчитать премию от среднегодового дохода. Один из вариантов ежегодной премии — процент от среднегодового дохода сотрудника.
Пример. Администратор студии красоты Юля зарабатывала 74 000 рублей в месяц — это 888 000 рублей за год. В конце года работодатель выплачивает 5% от этого дохода.
Расчет премии администратора: 888 000 × 5 / 100 = 44 400 рублей.
Итоговый расчет выплаты за месяц: 74 000 + 44 400 = 118 400 рублей.Как рассчитать премию работнику от общей прибыли компании. Показываем на примере.
Пример. На производстве продуктов питания готовы потратить 3% от дохода на единоразовые дополнительные выплаты работникам. При учете, что общая прибыль компании за год — 300 миллионов рублей, 9 из них распределят на премии.
Расчет премии сотрудников: нужно 9 миллионов рублей разделить на количество сотрудников — 300 человек.
Итоговый размер премии для одного сотрудника: 9 000 000 / 300 = 30 000 рублей.Еще есть формула, как рассчитать премию сотруднику, который к моменту выплаты пробыл в компании меньше года:
Премия = (Количество месяцев работы / 12) × Общая годовая премия
Важно учитывать, что со всех видов премий с работодателя взимается налог — 13%. Если ежегодная премия сотрудника составляет 50 000 рублей, то размер налога можно рассчитать так:
50 000 × 0, 13 = 6 500 рублей
Значит, на премирование сотрудника в бюджете компании надо закладывать 56 500 рублей.
Как еще поддержать сотрудников
Премирование не единственный способ отблагодарить сотрудника и замотивировать на хорошие результаты. Есть и другие методы, которые помогут удержать ценные кадры и заинтересовать коллектив.
- Благодарить. Самый простой способ — сказать работнику спасибо за его вклад. Искренняя благодарность и внимание от руководителя делают сотрудника увереннее и лояльнее.
- Создавать возможности для карьерного роста. Для многих специалистов профессиональное развитие — важный критерий при выборе работодателя. Можно предложить сотрудникам понятный карьерный план и регулярно повышать профессионалов.
- Сделать график работы более гибким. 27% россиян предпочли бы работать, когда им удобно. Если у сотрудника будет возможность часть трудовых суток проводить в удаленном формате или выбирать выходные дни среди недели — он будет чувствовать, что в компании комфортно.
- Оплачивать дополнительные услуги. ДМС, спорт, транспорт, психологическая помощь — все это работодатель при желании может взять на себя. Так он проявит заботу о здоровье и быте сотрудников.
- Создать комфортное рабочее пространство. Продуманные бизнес-процессы, понятные системы мотивации, единое пространство для совместной работы — все это делает работу офлайн- и онлайн-офиса понятнее и раскладывает все задачи по полочкам. Каждый сотрудник понимает свою зону ответственности и меньше нервничает.
Частые вопросы
Да, если премия не относится к обязательным выплатам. Когда дополнительная денежная надбавка не входит в зарплату, компания может просто не выдавать ее. Приказ издавать необязательно.
Если премия прописана в трудовом договоре, лишить ее сотрудника нельзя. Например, указано, что «оклад сотрудника — 100 000 рублей, ежегодная премия — 15% от оклада». Тогда работодателю придется платить, даже если специалист плохо выполняет задачи. Чтобы это изменить, придется заключать допсоглашение к трудовому договору.
Только если премия входит в состав зарплаты. Тогда нужно включить дополнительное вознаграждение в состав выплат. Если этого не сделать, работодатель будет нести ответственность.
Что в итоге
- Чтобы рассчитать премию от зарплаты, нужно опираться на бюджет компании: как часто и в каком размере возможно отчислять дополнительные выплаты.
- Премии позитивно влияют на мотивацию сотрудников, на их лояльность к компании.
- Не каждой организации подходят премии по результатам KPI. Учитывайте, как выглядит бизнес-модель и процессы в компании, когда выбираете систему мотивации.
- Существует несколько вариантов расчета премии: процент от оклада, по результатам месяца и года, процент от общей прибыли предприятия.
- Не только премии повышают лояльность сотрудников к компании, еще можно предложить оплату дополнительных услуг, карьерный рост и гибкий график.