Как управлять продажами: план для руководителей

7 мин
3436
Продажи

Система продаж — подвижная структура, ее нужно контролировать и подстраивать под внешние условия. Рассказываем, что такое управление продажами и как внедрить его в свой бизнес.

Что такое управление продажами

Управление продажами — это то, как компания организует сбыт товаров или услуг. Как планирует объем сделок, общается с клиентами, обучает и мотивирует сотрудников, анализирует показатели, автоматизирует бизнес-процессы. Конечная цель управления продажами — зарабатывать больше.

Зачем бизнесу управлять продажами

Продавать больше. Увеличивать прибыль и находить новых покупателей проще, когда в компании есть стратегия и планы по месяцу, кварталу и годам.

Адаптировать продукты. Опираясь на показатели продаж в динамике, можно увеличивать поставки товаров и услуг с высоким спросом, исправлять ошибки или убирать из ассортимента продукты, которые не приносят прибыль.

Находить эффективные каналы продаж. То, где бренд будет продавать, зависит от продукта и ниши. Зная, где клиенты готовы покупать ваши товары или услуги, сможете масштабировать именно эти каналы.

Понимать потребности клиентов. Если регулярно анализировать целевую аудиторию и спрос на товары или услуги, маркетологи и менеджеры по продажам смогут привлекать более качественные лиды и заключать сделки быстрее.

Прогнозировать продажи. Чем чаще анализируете показатели, тем проще влияете на продажи. Если знаете, что впереди снижение спроса на один продукт, успеете подстраховаться и начнете активнее продавать другой. А к высокому спросу — нарастить мощности и нанять новых продажников, чтобы не упустить сверхприбыль.

Что входит в систему управления продажами

Менеджмент продаж в каждой компании уникален. Он зависит от особенностей бизнеса: продукта, сферы и рынка, целевой аудитории и ее потребностей, активностей конкурентов. Рассмотрим, что обычно включают в систему продаж.

Исследование целевой аудитории

Товары и услуги нужны, чтобы закрывать боли клиентов. Чтобы продвигаться и продавать системно, нужно изучать целевую аудиторию, учитывать ее потребности. Это влияет на то, какие рекламные креативы будут привлекать лиды и на каких площадках, какие воронки и скрипты продаж будут использовать менеджеры.

Каналы продаж

Чтобы выбрать, где продавать продукт, проанализируйте рынок и потребности аудитории, каналы сбыта конкурентов. Это может быть интернет-магазин, офлайн-точка, социальные сети или площадки партнеров.

Воронка продаж

Воронка отражает, как пользователи взаимодействуют с брендом: от первого касания до покупки. Она поможет в работе маркетологам и продажникам — зная все этапы, они смогут создавать цепляющую рекламу, отрабатывать возражения и мотивировать потенциальных клиентов купить продукт.

CRM

Небольшие компании часто записывают данные и учитывают показатели в Google Таблицах. Когда объем продаж увеличивается, этого уже недостаточно. Инструмент не защищен от взлома, а пользователи могут случайно удалить записи, ошибиться или забыть внести информацию. Управлять продажами удобнее и надежнее в CRM-системе.

Например, CRM Битрикс24 автоматизирует большинство бизнес-процессов, связанных с продажами. Все обращения от новых и постоянных клиентов поступают в единую базу. Неважно, как люди обратились в компанию — по телефону, через чат-бота в мессенджере, соцсети, интернет-магазин или лично. Все лиды и сделки фиксируются в системе и не теряются, а отчеты формируются автоматически.

Попробуйте CRM Битрикс24
CRM возьмет под контроль все каналы коммуникаций с клиентами и автоматизирует продажи в вашем бизнесе.
Создать бесплатно

Как управлять продажами

Рассмотрим наиболее популярные методы управления продажами.

Метод 1. Планирование продаж

Для каждого уровня воронки продаж рассчитайте показатели и время, за которое их реально достичь. Разбейте целевые результаты на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные, спланируйте работу каждого менеджера по продажам, отдела сбыта и компании в целом.

Например, один риелтор должен за месяц заключить не менее восьми сделок купли-продажи на 10 000 000 рублей. План для отдела жилой недвижимости — 50 000 000, а для всего агентства — 300 000 000 рублей.

План со временем корректируют, потому что он зависит от многих условий — меняется рынок, появляются новые каналы продаж, случаются форс-мажоры. Гибкий подход к планированию позволяет быстро реагировать на изменения и правильно распределять ресурсы.

Метод 2. Стандартизация работы

Правила обслуживания — одна из технологий управления продажами. В инструкциях прописывают, как общаться с клиентом, как продавать разным типам покупателей, как себя вести в стандартных или конфликтных ситуациях. Так проще отслеживать работу менеджеров по продажам и следовать стратегии развития.

Пример. Авиакомпании продают не только услугу пассажирской перевозки, но и впечатления. Кажется, что главное условие в перелете — безопасность. Но в рекламе лидеры рейтингов часто подчеркивают высокие стандарты сервиса и прямо связывают их с приятными впечатлениями. Например, компания Emirates на сайте призывает запланировать незабываемую поездку, выходящую за рамки обычного перелета. Они превратили превосходный сервис даже в экономклассе в свою фишку.

Метод 3. Автоматизация бизнес-процессов

72% успешных компаний автоматизируют маркетинг и продажи — поручают рутину специальным программам, например CRM-системе.

Если автоматизировать ведение клиентской базы, ошибок будет меньше. Инструмент сам создает карточки покупателей, отмечает все контакты и продажи, ведет учет товаров. А руководитель может контролировать работу отдела продаж в режиме реального времени — видеть, сколько звонков сделали менеджеры и есть ли результат.

Читайте также

Как вести учет продаж: решения для оптовой торговли и розничных продаж
19 мая 2023

Метод 4. Контроль качества работы

Обозначьте обязанности менеджеров, поставьте понятные и достижимые планы. Отслеживайте работу, чтобы вовремя среагировать, если срывается важная сделка или отдел не достигает нужных показателей.

Если у вас всего пара подчиненных, контролировать их несложно. Но в крупной компании с десятками продавцов нужна программа, которая отслеживает их работу.

Источник

Метод 5. Анализ показателей продаж

Чтобы оценить результаты, нужно правильно поставить цели. Есть разные техники, самая известная из них — SMART. В аббревиатуре зашифрованы характеристики для каждой цели: Постоянно отслеживайте результаты продаж. Если показатели далеки от запланированных, корректируйте стратегию. Стоит смотреть на динамику в разные периоды — за неделю, месяц, квартал, год. Она покажет спад и пик продаж — если поймете, в какой момент и почему они происходят, сможете управлять процессом.

Как оценивать результаты управления продажами

Чтобы оценить результаты, нужно правильно поставить цели. Есть разные техники, самая известная из них — SMART. В аббревиатуре зашифрованы характеристики для каждой цели:

Допустим, «заключить за месяц 15 сделок на продажу оборудования на 15 000 000 рублей», а не просто «перевыполнить план».

Для оценки управления продажами обычно смотрят следующие показатели:

  1. Объем продаж. Смотрите показатели в динамике — так вы точно будете знать, когда начался подъем или спад и насколько быстро вы растете.
  2. Конверсия. Отслеживайте, сколько привлеченных лидов становятся покупателями. Это показывает, эффективно ли работают маркетологи и менеджеры по продажам.
  3. Продажи по категориям товаров. Следите, какие товары или категории пользуются наибольшим спросом. Зная клиентские предпочтения, вы сможете адаптировать ассортимент и заработать больше.
  4. Уровень удовлетворенности клиентов. Поддерживайте долгосрочные отношения с покупателями, ведь именно постоянные клиенты приносят большую часть выручки. Собирайте обратную связь, следите за отзывами о компании и отрабатывайте негатив.

Какие сложности возникают при управлении продажами

Управлять продажами сложно даже в небольшой компании — нужно учесть множество факторов и обеспечить стойкую прибыль даже в кризис. Рассмотрим, что часто идет не так на этом этапе и как это преодолеть.

Высокая конкуренция. Отстроиться от конкурентов поможет УТП — уникальное торговое предложение. Изучите ассортимент, рекламные активности, ценовую политику. Найдите то, что отличает ваш бренд от других, и делайте упор на это.

Ситуация на рынке. Бизнес постоянно сталкивается с вызовами — важно уметь быстро реагировать на изменения, быть гибкими.

Например, когда началась пандемия коронавируса, большинство туристических компаний перестали работать. Но некоторые адаптировались и предложили клиентам виртуальные экскурсии, домики на природе, где можно переждать ограничения.

Сезонность. Если у вас сезонный бизнес, продумайте, как будете получать прибыль в периоды спада. Можно выпустить дополнительные товары или услуги, чтобы поддержать продажи в несезон.

Например, в питомнике растений зимой и осенью обычно снижается спрос. В этот период можно продавать комнатные цветы и праздничные букеты. И предлагать клиентам готовиться к сезону — покупать со скидкой теплицы, парники, семена и удобрения.

Нет автоматизации. Чтобы вручную вести клиентскую базу, обрабатывать заказы и контролировать оплату, нужно много времени. В бизнесе преимущество у того, кто быстрее и точнее реагирует на обращения клиентов. В этом помогают системы автоматизации.

Какие навыки нужны для управления продажами

Обычно продажами управляет руководитель или директор отдела продаж. Успешного специалиста отличают такие навыки:

  • Лидерство — знает, как вдохновить и мотивировать команду продавцов. Например, на еженедельных собраниях он не только обсуждает планы с подчиненными, но и отмечает успехи.
  • Открытость — понятно объясняет, доступен для подчиненных, готов выслушать идеи и проблемы.
  • Организаторские способности — разрабатывает стратегию продвижения, скрипты продаж, рассчитывает план для менеджеров, распределяет задачи, правильно выстраивает бизнес-процессы и обучает сотрудников работать по системе.
  • Аналитический склад ума — изучает данные по продажам, формирует отчеты и отслеживает тенденции. Понимает, как продавать больше. Создает новые стратегии.
  • Компетентность — понимает процесс и принципы управления продажами и разбирается в продукте.
  • Гибкость — следит за изменениями на рынке, при необходимости готов перестроить работу отдела. Например, внедрить систему управления проектами или CRM.

Кейс управления продажами при помощи Битрикс24

Компания «Сенат Групп» производит отделочные материалы — гибкий мрамор, камень, керамику, кирпич. У компании есть запатентованные технологические разработки и собственное производство в Москве. Она продает продукцию оптом в России и по всему миру.

С помощью CRM Битрикс24 заказчик хотел:

  • фиксировать все этапы сделки от заявки до финала монтажных работ;
  • контролировать взаимодействие с клиентами;
  • оптимизировать процессы;
  • упростить управление проектами;
  • улучшить сервис.

Что сделали специалисты интегратора:

  1. Проанализировали действующие процессы компании.
  2. Разработали стратегию внедрения с учетом узких мест.
  3. Продумали воронку продаж.
  4. Интегрировали CRM с электронной почтой и телефонией.
  5. Настроили автоматические уведомления о новых заявках и изменениях статусов заказов.
  6. Собрали всю информацию о клиентах в карточках.

В результате продажи выросли в полтора раза. Взаимодействие с клиентами стало прозрачным и понятным, качество обслуживания выросло, а обрабатывать заявки стали быстрее. Автоматизация процессов и интеграция каналов коммуникации перевели бизнес на новый уровень развития.

Полный кейс читайте по ссылке.

Частые вопросы об управлении продажами

Как управление продажами влияет на результаты бизнеса?

Компании, которые управляют продажами, привлекают больше лидов и лучше поддерживают лояльность. Они быстрее адаптируются к изменениям на рынке и экономнее используют ресурсы. В итоге зарабатывают больше.

Как оценить управление продажами?

Эффективность стратегии продаж обычно оценивают по таким показателям: количество лидов и сделок, выручка и прибыль, конверсия на каждом этапе воронки, средний чек, длительность сделки, уровень удовлетворенности клиентов.

Что должен уметь руководитель для управления продажами?

Руководитель отдела продаж:

  • понимает основы управления продажами, тренды и особенности рынка;
  • знает, как работают маркетинговые инструменты;
  • мотивирует и обучает команду;
  • умеет работать с коллегами из других отделов;
  • планирует и контролирует загрузку отдела;
  • анализирует данные и принимает обоснованные решения.

Что в итоге

  • Управление продажами — это организация эффективной системы сбыта в компании.
  • В систему управления продажами обычно входит исследование целевой аудитории, каналы и воронки продаж, CRM.
  • Чтобы управлять продажами, компания планирует их, создает стандарты работы, автоматизирует бизнес-процессы, контролирует качество работы и анализирует результаты.
  • Эффективность выбранной системы оценивают по количеству и объему продаж, конверсии, уровню удовлетворенности клиентов.
  • В управлении продажами могут возникнуть такие сложности: высокая конкуренция, сезонность, неблагоприятная ситуация на рынке, отсутствие автоматизации.
  • Продажами управляет руководитель отдела сбыта. Он должен обладать лидерскими и организаторскими качествами, быть открытым, уметь анализировать информацию и видеть тенденции.

Увеличьте продажи и наведите порядок в задачах с Битрикс24
Получить CRM бесплатно
Наталья Хайду
Главный редактор
Мы используем cookie. Они помогают нам понять, как вы взаимодействуете с сайтом. Изменить настройки. Сейчас вы находитесь на облегченной версии страницы. Если вы хотите узнать больше о нашей политике в отношении файлов cookie, перейдите на полную версию сайта.