Анастасия Непейвода
HR People partner в Битрикс24
Больше 10 лет помогаю командам расти. Выстраиваю HR-процессы, поддерживаю лидеров и создаю среду, в которой всем комфортно работать. Делаю так, чтобы люди оставались в компании не потому, что должны, а потому, что хотят.

Должностная инструкция финансового директора: обязанности, права и ответственность

7 мин
32
Совместная работа
HR

Финансовый директор отвечает за деньги бизнеса. Оценивает, сколько заработает компания, и планирует расходы, контролирует все операции с финансами организации.

В этом материале разбираем, что должен знать и уметь финансовый директор и как составить должностную инструкцию для этой должности.

Кто такой финансовый директор

Финансовый директор (финдиректор, CFO) — руководитель финансового отдела компании. Он контролирует все денежные потоки бизнеса: прибыль, расходы и инвестиции организации.

Обычно финансовый директор — один из главных руководителей в компании. Он помогает генеральному директору управлять ресурсами бизнеса так, чтобы организация работала стабильно и получала максимум прибыли. Разрабатывает финансовую стратегию, прогнозирует риски, выстраивает систему отчетности.

Иногда финансового директора путают с главным бухгалтером и финансовым менеджером. Но эти позиции отличаются по объему ответственности.

  • Главный бухгалтер занимается расчетами и отчетностью. Контролирует, чтобы соблюдались нормы законодательства, и отвечает за правильное оформление всех денежных операций. При этом бухгалтер не обязан разбираться в сфере инвестиций и предсказывать риски — это зона ответственности финдира.
  • Финансовый менеджер собирает и изучает показатели компании: объемы выручки, расходы, рентабельность. Определяет финансовое здоровье компании — сможет ли она стабильно работать в будущем. Менеджер строит прогнозы и работает с метриками, однако руководить финансовой службой и принимать стратегические решения должен финдир.

Другими словами, бухгалтер следит, чтобы компания зарабатывала деньги по закону, а финансовый менеджер определяет, хватает ли бизнесу средств. Финансовый директор организует работу этих специалистов, контролирует денежные потоки, принимает решения и готовит отчеты для акционеров.

Чем занимается финансовый директор

Финдир помогает бизнесу зарабатывать больше и снижать риски. Какие задачи входят в его зону ответственности:

  1. Разрабатывать финансовую стратегию. Специалист оценивает положение компании, прогнозирует доходы и расходы. Закладывает цели по выручке, прибыли и инвестициям.
  2. Контролировать денежные потоки. Финансовый директор следит за тем, чтобы в компании всегда были деньги на обязательные платежи: зарплаты, аренду, налоги. Он предупреждает кассовые разрывы Ситуации, когда у компании временно не хватает средств на обязательные платежи. Например, агентство должно сегодня заплатить копирайтеру за статью, но клиент переведет деньги за текст через неделю , планирует прибыль и контролирует расходы.
  3. Следить за бюджетом организации. Финдир распределяет деньги между отделами и делает так, чтобы расходы компании не выходили за рамки плана. Если трат становится больше, чем ожидалось, он изучает, почему так произошло и как этого избежать в будущем.
  4. Выстраивать систему финансовой отчетности. Директор по финансам определяет, какие отчеты должна составлять организация. Делает так, чтобы отделы компании вовремя передавали нужную информацию для отчетов.
  5. Изучать финансовые показатели и риски. Специалист проводит регулярный анализ: сравнивает план с фактом, отслеживает ключевые метрики, прогнозирует риски. Например, указывает, какой проект бизнеса может оказаться убыточным.
  6. Участвовать в стратегических решениях. Финансовый директор входит в правление или топ-менеджмент компании. Он участвует в переговорах с инвесторами, готовит презентации для акционеров и влияет на ключевые бизнес-решения.
  7. Управлять финансовой службой. Финдиректор управляет командой бухгалтеров, аналитиков и финансовых менеджеров. Выстраивает процессы и отвечает за результат всей службы.

Что должен знать и уметь финдиректор

Специалист должен разбираться в корпоративных финансах и экономике, понимать, как работает бизнес разного масштаба. Также владеть юридическими знаниями и навыками аналитики.

Знать основы бизнес-менеджмента. Специалисту важно разбираться в экономике и корпоративных финансах. Он должен понимать, как устроен рынок и по каким правилам работает бизнес. Так финансовый директор сможет предсказать риски и увидеть возможности для роста.

Пример. Финдиректор Антон устроился в компанию «Чайник», которая покупает кофемашины в Италии и продает в России. Бизнес покупает евро в Москве, этими деньгами платит за кухонные гаджеты в Европе и потом продает кофемашины российским покупателям за рубли.

Когда европейская валюта укрепляется, закупки становятся дороже: компании приходится платить больше, чтобы купить евро. В результате бизнес поднимает цены для российских клиентов, и продажи падают.

Антон нашел решение этой проблемы: договорился с банком о форвардном контракте. Этот договор зафиксировал текущий курс евро на три месяца вперед. Даже если валюта подорожает, «Чайник» сможет купить ее по прежнему курсу. А значит, бизнесу не придется поднимать цены и терять покупателей.

Разбираться в законах. Специалист должен разбираться в законах для бизнеса, а также знать, где и как найти информацию. Так он быстрее принимает решения и контролирует, все ли нормы соблюдает компания.

Пример. Финансовый директор Ольга узнала, что руководитель компании хочет пригласить бизнес-консультанта. Заплатить ему за услуги с бизнес-счета, но не заключать договор.

Ольга объяснила, что Налоговый кодекс РФ признает расходы компании официальными, только если есть документы. Когда договора нет, у Налоговой службы возникают вопросы. Она может выписать за нарушение штраф.

Ольга настояла, чтобы услугу консультанта оформили как надо. Так компания избежала юридических рисков.

Вести переговоры. Финансовый директор принимает стратегические решения в компании: он должен понимать, как отстоять свою точку зрения, и защитить проект перед акционерами и инвесторами. Специалист должен иметь сильные навыки коммуникации.

Пример. Финансовый директор Алена показала акционерам проект по автоматизации предприятия. По прогнозу специалиста, так бизнес мог бы сократить расходы на производство на 15%. Однако на проект нужны крупные инвестиции, и некоторые засомневались, нужно ли выделять средства.

Тогда Алена представила аргументы: показала расчеты, анализ конкурентов и сроки окупаемости проекта. На переговорах она уверенно ответила на вопросы: объяснила, как автоматизация снизит риски ошибок и повысит эффективность работы.

В результате проект одобрили. Компания внедрила систему и сократила расходы на производство на 18%.

Руководить командой. Финдир управляет всей финансовой службой бизнеса. Он должен знать, как организовать работу сотрудников и мотивировать их.

Использовать цифровые инструменты. Специалисту важно знать, как работать в программах для сбора и анализа информации: от Excel до CRM и ERP-систем. Также пригодится навык визуализации данных — так финдиректору будет проще готовить отчетные презентации.

У финансового директора много задач и большая ответственность. В нашем Telegram-канале есть бесплатный чек-лист, который поможет распланировать время так, чтобы успевать все важное и быть продуктивным.

7 простых шагов к продуктивности
Забирайте чек-лист в нашем Telegram-канале и подписывайтесь.
Подписаться

Что должно быть в должностной инструкции финдира

Должностная инструкция — это документ, который описывает требования компании к специалисту, его обязанности, полномочия, ответственность и условия работы.

Закон не обязывает оформлять должностную инструкцию. Однако этот документ фиксирует, что работодатель ожидает от специалиста. Когда сотрудник знает, что от него хотят, ему легче и спокойнее работать. Это особенно важно на старте, когда специалист только погружается в жизнь компании.

В инструкции указывают все функции финансового директора, его права. Обязательно закрепляют документ подписью. Обычно в нем четыре части:

  1. Общие положения. Кто утверждает документ, кому подчиняется сотрудник, какие требования к опыту, образованию, знаниям.
  2. Трудовые функции. Что делает финансовый директор в компании и за что отвечает.
  3. Права. Какие документы может запрашивать, какие решения принимать, в каких совещаниях участвовать.
  4. Заключительные положения. Каким образом финдиректор и работодатель подтверждают инструкцию, с какого момента она вступает в силу.

Как выглядит должностная инструкция финдиректора

В этой главе мы прописали положения всех четырех разделов. Вы можете скопировать текст ниже и адаптировать под свою компанию.

1. Общие положения

1.1. Финансовый директор назначается и освобождается от должности приказом генерального директора.
1.2. Подчиняется напрямую генеральному директору.
1.3. Должен иметь высшее экономическое образование и стаж работы не менее пяти лет в области корпоративных финансов и управления.
1.4. Руководит финансовым отделом и координирует работу бухгалтерии, казначейства и планово-экономического отдела.
1.5. Должен знать:

  • основы корпоративного и налогового законодательства;
  • методы финансового планирования и бюджетирования;
  • правила внутреннего трудового распорядка.

2. Должностные обязанности

2.1. Организовать и контролировать систему управленческого и бухгалтерского учета.
2.2. Формировать бюджет: составлять, согласовывать и контролировать исполнение бюджета компании.
2.3. Контролировать финансовые потоки и обеспечивать платежеспособность предприятия.
2.4. Разрабатывать и внедрять финансовую стратегию компании.
2.5. Управлять финансовыми рисками и контролировать инвестиционную деятельность.
2.6. Представлять компанию на переговорах с банками, инвесторами и другими контрагентами.
2.7. Формировать отчеты для собственников и топ-менеджмента.

3. Права

3.1. Запрашивать необходимые документы и информацию у всех отделов компании.
3.2. Подписывать финансовые документы в рамках своей компетенции (согласно внутренним регламентам).
3.3. Участвовать в совещаниях и управленческих сессиях, влияющих на финансы компании.
3.4. Представлять интересы компании при переговорах с финансовыми учреждениями и инвесторами.
3.5. Предлагать премирование сотрудников или дисциплинарные меры по результатам работы.
3.6. Инициировать изменения в финансовой политике компании.

4. Заключительные положения

4.1. Настоящая инструкция утверждена приказом № ___ от «» ______ года.
4.2. Изменения и дополнения в инструкцию вносятся по согласованию сторон и утверждаются приказом.
4.3. Инструкция является приложением к трудовому договору № ___ от «» ______ года.

Чтобы должностная инструкция работала, пишите ее простым языком и обсуждайте вместе со специалистом. Храните в доступе для сотрудника и его руководителя — например, в Битрикс24.

Попробуйте CRM Битрикс24
CRM возьмет под контроль все каналы коммуникаций с клиентами и автоматизирует продажи в вашем бизнесе.
Создать бесплатно

FAQ

Как найти финансового директора?

Нанять специалиста можно на специальных сайтах по поиску сотрудников, через специальное агентство по найму или рекомендации. Поспрашивайте коллег — возможно, у кого-то есть знакомый с нужными навыками.

Еще один вариант — нанять финдиректора на аутсорс. Это дешевле, чем брать специалиста в штат: достаточно обратиться в агентство и оплатить услуги консультанта. Не нужно искать сотрудника, нанимать и адаптировать его. Однако внештатный руководитель не будет так погружен в бизнес-модель, как внутренний финдир, поэтому работника на аутсорсе обычно приглашают на разовые задачи.

Сколько зарабатывает финансовый директор в России?

Зависит от региона страны, отрасли и задач. По данным hh.ru, в среднем зарплата финансового директора составляет 215-250 тысяч рублей.


Что в итоге

  • Финдир отвечает за стратегию и финансовую устойчивость компании. В функционале финансового директора — управленческий учет, бюджетирование, финансовая отчетность.
  • Чтобы финдиректор эффективно работал, важно четко зафиксировать его обязанности и KPI в должностной инструкции.
  • Правильно оформленная инструкция помогает компании оценивать эффективность, снижать риски и выстраивать систему управления финансами.
  • Подходящие навыки, опыт и понимание бизнес-процессов делают финансового директора ключевым звеном в развитии компании.

Управляйте проектами и создавайте сильную команду с Битрикс24
Попробовать бесплатно
Анастасия Непейвода
HR People partner в Битрикс24
Мы используем cookie. Они помогают нам понять, как вы взаимодействуете с сайтом. Изменить настройки. Сейчас вы находитесь на облегченной версии страницы. Если вы хотите узнать больше о нашей политике в отношении файлов cookie, перейдите на полную версию сайта.