Облачные сервисы для бизнеса

Облачные сервисы для бизнеса

Автоматизация

Разбираемся, что такое облачные сервисы, какие они бывают и как работают, в чем их преимущества и недостатки для бизнеса. Рассказываем про сферы применения и современные тренды облачных технологий.

Что такое облачные сервисы

Облачные сервисы — это онлайн-платформы, которые помогают обмениваться данными, хранить и обрабатывать их.

Пользуясь облачными сервисами, вы получаете доступ к приложениям, хранилищам и вычислительным ресурсам без необходимости устанавливать ПО на компьютер. Это возможно благодаря виртуальной инфраструктуре: мощные серверы или компьютеры связаны между собой через интернет. Серверы образуют сеть с узлами хранения информации — дата-центрами. Такие центры представляют собой помещения с серверным оборудованием.

Узлы расположены по всему миру, а удаленный доступ к ним обеспечивают облачные провайдеры — компании, которые занимаются обслуживанием облачных сетей и масштабированием мощностей для распределения нагрузки на оборудование.

Облачные сервисы используют в работе технологию виртуализации. Это значит, что один физический сервер делится на несколько виртуальных. Именно этот принцип и делает систему доступной для большого количества пользователей.

Какие бывают облачные сервисы

Разные виды облачных сервисов для бизнеса помогают решать разные задачи. Понять возможности сервиса легко — они зашифрованы в его названии. Первая часть названия указывает на то, с чем он работает, а вторая расшифровывается «как сервис» (as a service).

Виды

IaaS, Infrastructure as a Service. Инфраструктура

Пользователь такого сервиса платит за возможность управлять виртуальными серверами с операционной системой. Эту инфраструктуру он может использовать для запуска приложений, хранения данных и даже создания виртуальных машин и сетей. С помощью IaaS можно также создавать распределенные дата-центры.

PaaS, Platform as a Service. Платформа

Пользователь может арендовать платформу для разработки, тестирования и развертывания приложений. Для решения этих задач достаточно иметь готовые инструменты и среды разработки. Хорошо подходит для управления большими данными или машинного обучения нейросетей.

SaaS, Software as a Service. Программное обеспечение

По подписке можно получить в пользование специализированное ПО. Клиент в этом случае ничего не разрабатывает, а пользуется уже готовыми программами и приложениями через интернет. Скачивать десктопные версии не нужно.

DBaaS, Database as a Service. База данных

Модель облачных услуг, в рамках которой клиент получает доступ к онлайн базе данных. Все задачи по установке, настройке и управлению базами данных ложатся на поставщика.

BaaS, Backup as a Service. Резервное копирование

Облачные услуги по обеспечению устойчивого доступа к IT-инфраструктуре компании. Сервис автоматически создаст в облаке резервные копии (бэкап) корпоративной информации, чтобы в случае утраты доступ можно было восстановить.

RaaS, Recovery as a Service. Восстановление данных

Функции по восстановлению данных в случае естественных или техногенных катастроф. Данные клиента переносятся на облачные серверы третьих сторон, чтобы сохранить возможность восстановления системы, если произойдет кибератака или изначальный сервер окажется уничтожен физически.

MaaS, Monitoring as a Service. Мониторинг как сервис

Облачный сервис, актуальный для тех, кому нужно непрерывно следить за состоянием оборудования, ПО, приложений и систем. Система MaaS замыкает на себе все инструменты мониторинга для предотвращения атак и обеспечения безопасности IT-инстраструктуры.

Типы

Облачные сервисы для бизнеса можно разделить на типы в зависимости от того, как и с какой целью клиент пользуется этими сервисами. Облако может быть частным (приватным), публичным и гибридным.

Публичное облако принадлежит провайдеру и управляется им же. Свободный доступ к такой облачной среде предоставляется большому числу пользователей через интернет. Компания при этом может взять у провайдера в аренду то количество мощностей, которое необходимо для выполнения конкретных рабочих задач.

Для получения доступа к частному облаку компания выкупает отдельный сервер с оборудованием. Информацию внутри такого облака проще контролировать и защищать. Это решение более дорогое и менее гибкое, но оно лучше подходит для работы с конфиденциальными данными.

Гибридное облако объединяет черты публичного и частного облачных решений. В этом случае часть данных находится в публичном доступе, а часть остается закрытой. Такая конфигурация чаще всего применяется при переходе компании с физических носителей на облачную инфраструктуру.

Преимущества и недостатки облачных решений

Облачные решения автоматизируют множество сложных вычислительных процессов. Среди преимуществ облачных сервисов можно выделить:

  • Гибкость доступа. Через облачные программы для бизнеса пользователи, где бы они ни находились, могут получить доступ к своим файлам с помощью любого устройства, имеющего выход в интернет.
  • Масштабируемость. Облачные решения позволяют быстро масштабировать инфраструктуру под потребности конкретного пользователя или бизнеса. Ресурсы можно использовать заметно эффективнее при меньших затратах.
  • Надежность. Большинство облачных платформ имеют дублированные серверы и множество механизмов резервного копирования данных. Провайдеры защищают данные, прибегая к шифрованию, регулярному резервному копированию и другим методам.
  • Удобство пользования. Облачные решения превращают сложные вычислительные процессы в приложения с простым и удобным пользовательским интерфейсом. При этом доступ к файлам (редактированию, загрузке и скачиванию) можно получить в любой момент.
  • Экономическая эффективность. Передача задач по обработке данных в облако позволяет сократить расходы на приобретение и поддержку аппаратного и программного обеспечения. Оптимизируется также расход мощностей: пользователь платит только за тот объем, которым пользуется фактически.

Из ограничений работы облачных сервисов можно выделить:

  • Зависимость от интернет-соединения. Для доступа к облачным ресурсам требуется надежное высокоскоростное интернет-соединение. Отсутствие интернета может лишить возможности работать с данными или привести к перебоям в работе приложений.
  • Ограниченный контроль. У пользователей облачных сервисов для бизнеса может не хватать прав для настройки инфраструктуры и приложений и контроля над ними. Это может оказаться неудобным для организаций, в работе которых важна гибкость.
  • Зависимость от провайдера. Автоматизируя рутинные процессы, организация выводит из-под своего прямого контроля большую часть работы. Смена провайдера или прекращение его деятельности может потребовать переноса данных и приложений на другую платформу. Возможна также потеря данных из возникновения чрезвычайных ситуаций на стороне провайдера.

Где применяют облачные технологии

Облачные технологии применяются практически повсеместно: в производстве, маркетинге, ритейле, разработке, финансовой сфере, медицине, в государственном секторе. Облачные сервисы для бизнеса позволяют организовать и настроить полноценный онлайн-офис с неограниченным количеством сотрудников и набором функций.

Например, с помощью облачного решения можно работать командой над документами, общаться в едином корпоративном мессенджере, оповещать всех сотрудников (или только нужные группы) о новостях и событиях, создавать базу знаний.

По применению сервисы можно разделить на две группы: разработка информационных систем и программного обеспечения и обслуживание сети физических устройств (интернет вещей, IoT).

В первую категорию входят сервисы ПО, виртуальные машины, серверные решения, хранение и аналитика данных, CRM. Технологии второй группы отвечают за управление физическими устройствами и системами без дорогого ПО и оборудования.

Как работает онлайн-облако на примере Битрикс24

Разберемся, как работает облачная платформа для бизнеса на примере Битрикс24.

Облачный сервис предоставляет доступ к программам, необходимым для ведения бизнеса. Набор этих программ и их функций будет зависеть от сферы деятельности и задач.

Например, клиент облака Битрикс24 может использовать:

  • CRM-систему с облачной телефонией;
  • живую ленту событий;
  • корпоративный мессенджер;
  • электронную почту на фирменном домене;
  • инструменты для постановки задач и отчетов;
  • управление проектами и группами;
  • облако для хранения данных;
  • календарь для планирования.

Предположим, вы открываете новый офис продаж и хотите внедрить и настроить под себя систему управления продажами.

До начала работы нужно зарегистрировать облачный портал на платформе Битрикс24 и выбрать подходящий тариф. Далее начинается формирование команды: в специальном разделе нужно завести внутреннюю структуру компании, распределить между сотрудниками функции и обязанности.

Следующим шагом настраивается CRM-система. Неиспользуемые сервисы можно отключить, а нужные — настроить под требования компании. Здесь же задается уровень доступа сотрудников.

Далее подключается телефония, настраивается распределение между менеджерами звонков внутри системы. Интегрируются сервисы электронной почты для автоматического добавления переписок в систему.

Бизнес-процессы оформляются в виде дашбордов с задачами. Для каждого процесса можно задать шаблон с указанием этапов обработки для удобства отслеживания.

Как только персонализация системы завершена, ставьте в ней задачи, указывайте сроки готовности и закрепляйте за ними ответственных сотрудников.

К примеру, облачными сервисами активно пользуется сеть магазинов игрушек«Хоббит». Компания обратилась к интегратору за настройкой CRM. Было выбрано именно облачное решение, так как в компании несколько десятков магазинов, территориально удаленных друг от друга. Интегратор помог выбрать лицензию, внедрил и настроил CRM под нужды заказчика.

Результаты внедрения облачной CRM Битрикс24:

  • автоматизированы процесс продаж;
  • информация о клиентах систематизируется и хранится в одной системе;
  • клиенты распределяются между менеджерами автоматически;
  • звонки от клиентов больше не теряются.

Облачное решение помогло упорядочить бизнес-процессы, поднять продажи и улучшить эффективность работы компании в целом.

Битрикс24 — это не только продажи
Это набор инструментов для организации работы всей компании. Вместо десятка дорогих сервисов и приложений — один Битрикс24.

Тренды развития «облаков»

Облачные сервисы для бизнеса развиваются динамично. Можно выделить пять больших мировых трендов, которые задают вектор дальнейшему развитию облачных технологий.

Так, например, растет популярность интеграции искусственного интеллекта (ИИ) и машинного обучения в облачные сервисы. ИИ дает компаниям конкурентные преимущества: они могут не только обрабатывать огромные массивы данных, но и быстрее извлекать из них ценную информацию. Такие функции особенно полезны в медицине, рекламе и финансовой отрасли.

В ближайшее время ожидается расцвет использования суперкомпьютеров как сервиса. В отличие от локальных облачных серверов, суперкомпьютеры могут в сотни раз быстрее обучать ML-модели. Это дает пользователям фору в тестировании гипотез. Ответ можно получить за минуты вместо дней или месяцев. Мощности суперкомпьютера можно масштабировать почти до бесконечности, что снижает удельную стоимость услуги для отдельного клиента.

Все больше и больше пользователей переходят на мультиоблачные решения. Это решает сразу несколько задач. Во-первых, так компания уменьшает свою зависимость от одного провайдера. Во-вторых, появляется возможность использовать преимущества сразу нескольких облачных решений и повысить свою производительность.

Еще один важный тренд — развертывание периферийных вычислений (edge computing). Развертывание облачных ресурсов на краю сети уменьшает издержки и повышает производительность за счет обработки данных вблизи их источников. Это обеспечивает быстрый доступ к информации без необходимости передавать все данные в центральные облака.

Появляются бессерверные облачные технологии (serverless), призванные уменьшить углеродный след дата-центров. Концепция состоит в том, что заказчику не нужно бронировать и оплачивать целый сервер. Он просто пользуется удаленной инфраструктурой и платит за тот объем, который был использован. Такой подход сокращает расходы и дает разработчикам сосредоточиться на разработке приложений вместо поддержания инфраструктуры.

Частые вопросы про облачные сервисы

Каковы возможности облачного сервиса для бизнеса?

Облачные решения и сервисы упрощают работу с данными. Они обеспечивают их систематизацию и удаленный доступ с любого устройства, подключенного к интернету.

Применение сервисов облачных технологий в работе над проектами позволяет планировать и отслеживать задачи на всех стадиях выполнения, управлять командами, интегрировать между собой разные системы и приложения, масштабировать ресурсы в зависимости от текущих потребностей и быстро проводить аналитику.

Какие возможности для интеграций есть в облачных сервисах? Совместимы ли они с другими системами?

Облачные сервисы для бизнеса дают широкие возможности для интеграций с локальными системами, внешними приложениями, почтовыми сервисами, соцсетями, платежными и CRM-системами.

Есть интеграции с IoT для сбора и анализа данных с датчиков и сенсоров. Интеграции с API связывают одну систему с другой, помогая улучшить качество продукта. Отдельно стоит выделить интеграции с ИИ и машинным обучением.

Некоторые облачные сервисы могут быть требовать дополнительную конфигурацию для полной интеграции с сервисом. Для проверки совместимости проводится тестирование.

Как быть растущему бизнесу? Можно ли добавлять или удалять пользователей по мере необходимости?

Большим преимуществом облачных сервисов является их гибкость и адаптивность. Организация, использующая облачные решения для малого бизнеса, по мере роста может добавлять или удалять пользователей облака. Для этого нужно обладать правами администратора. Администратор управляет уровнем доступа пользователей и контролирует их права в облаке. Конкретные возможности по управлению пользователями зависят от провайдера и используемого программного обеспечения.

Есть ли доступ к облаку во время обновлений?

Провайдеры облачных услуг стремятся минимизировать влияние обновлений на работу сервисов. Для снижения нагрузки на основной сервер и сохранения доступа к программам на время обновлений осуществляется переход на запасные серверы. В редких случаях доступ к облаку может быть временно ограничен или прерван. Чтобы это обновления не мешали рабочему процессу, важно уточнять условия и время обновлений с провайдером.

Что в итоге

  • Облачные сервисы для бизнеса имеют большой потенциал для автоматизации бизнес-процессов и повышения эффективности работы. Благодаря облачным технологиям компании могут пользоваться внушительными вычислительными мощностями, не закупая при этом дорогое оборудование и программное обеспечение.
  • Гибкость, адаптивность, масштабируемость и экономическая эффективность — главные преимущества облачных сервисов. Пользователь облака платит только за тот объем мощностей, который он использует.
  • С помощью облачных сервисов можно решать разные задачи: хранить данные, создавать виртуальные рабочие места, автоматизировать управление приложениями, упорядочивать бизнес-процессы.
  • Активное внедрение искусственного интеллекта и машинного обучения повлияет на будущее облачных решений. С развитием вычислительных технологий количество и разнообразие облачных сервисов будет только расти.

Автоматизируйте все бизнес-процессы в единой системе CRM
Получить бесплатно
Наталья Хайду
Главный редактор
Рекомендуем
Показать еще